?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

тоже скрепы

(начала собирать этот постинг ещё на тех каникулах, а он раздувался и раздувался, и не могла остановиться, и пусть уж будет как есть, а то придется уже делить частей на несколько).

В нормандских и бретонских музеях поразило меня невероятное количество картин последней трети 19-го - начала 20-го в. на религиозные сюжеты. Отчасти икон (нарративных и даже "портретных"!), а отчасти жанровой живописи, сценок религиозного быта людей всякого сословия.
В Бельгии тоже такого немало, но там просто гнездо, большое такое гнездо.

Тут я собрала в кучку несколько самых хрестоматийных религиозных жанристов, вот как у нас Репин или Крамской ("хрестоматийных как Репин", а не "религиозных как Репин", хотела я сказать). По творчметоду, т.е. по совокупности тематики и стиля, эти авторы суть близнецы-братья наших передвижников. Только, в отличие от наших передвижников, эти французы спокойно выставлялись в Салоне, т.е. не были вынуждены грудью прокладывать себе дорогу. Многие из этих картин были высоко оценены современниками, имели широкое хождение в репродукциях и даже сейчас широко известны, иные даже являются культурными мемами.

Картинки частично, где можно было, сняты мной самой, а частично попались в Сети.



Люсьен Леви-Дюрмер 1865-1953
Богоматерь Пенмаркская



Жан-Эжен Бюлан (или Бюланд) 1852-1926

Наутро после свадьбы
(что здесь происходит в точности, не знаю. Понятно, что молодая жена принесла благодарственный букетик, но почему молодой муж и его родители букетика не принесли и вообще сидят в позах посторонних свидетелей, непонятно, данных про это мне пока не встретилось).
Но картинка изумительно атмосферная в самом лучшем смысле слова и этнографически достоверная. Точнее всякой фотографии. Кто вырос бывал в таких церквах, просто ныряет от этой картинки в глубочайшее дежа вю.




Семейная молитва (это гравюра с картины его, но пускай тоже будет)




Милостыня нищего
(Нищий вовсе не этой деве подает, а на храм. Дева посажена затем, что деве (т.е. как бы ей) подавать приятнее, чем просто в кружку. Дев выбирали самых красивых, и это была большая честь и признание выдающейся красы избранной девы).




Паломничество к Богоматери Бенодетской 1898
- очень (и заслуженно) знаменитая картинка,  знаменитые типы народа-богоносца (впрочем, как рассказывают документы, писались они вовсе не с живых крестьян от сохи, а с представителей мелкой буржуазии и мещанства).







Анри Руайе (1869 - 1938)

Молодая женщина с острова Сен 1906
Вот, тут хорошо видно, что у них ещё  сто лет назад крестьянки носили крестики наружу в любую погоду.





Семейная молитва в капелле





Вотивное приношение 1898

(Это морячок тонул, но не утонул.
В благодарность склеил сам, или заказал склеить модель кораблика, и вот торжественно приносит его Богородице. А на предыдущей картинке такой корабль тоже виден).






Эмиль Фриан
День Всех Святых
(1888)





Альфред Гийу 1844 - 1926

В день первого причастия




Прибытие процессии Прощеного дня св. Анны Фунантской в Конкарно

(Прощение, или Прощеный день, не знаю, как правильно переводить - это тамошний обычай, крестный ход обыденный или многодневный, пешим порядком или по воде. Все чтимые богородичные статуи и статуи святых имели свой день Прощения).




Жюль Адольф Эме Луи Бретон 1827 - 1906

Возвращение процессии



Женщина со свечой

(вообще таких женщин со свечой кто только не писал тогда, канонический сюжет, как и "Первое причастие", или "Семейная молитва", или "Возвращение процессии")




Первое причастие



Воздвижение Голгофы 1858

(в Бретани любили ставить на распутьях не просто кресты, а целые голгофские композиции, с разбойниками и предстоящими, кажется, даже и сейчас ставят).

Процессия прощеного дня в Кергоате  (опять не знаю, как правильно переводить - буквально это "Прощение Богоматери Кергоатской", но так выходит не по-русски).

- многометровое полотно во всю стену, шире "Крестного хода в Курской губернии". И тоже можно бесконечно разглядывать. И любоваться, по тогдашнему выражению, народными типами.










И это ещё не всё - даже из того, что я на скорую руку своими глазами увидела и так паршиво наснимала (масляную живопись Новейшего времени в музейных условиях вообще снимать почти невозможно).

Сколько ни стараюсь вспомнить не то что десяток, а хотя бы парочку картин русских кистей той же эпохи, такого же калибра (размера и художественного качества), такой же известности - и но при этом благочестивых - не могу.
Одни "Чаепития в Мытищах", "Протодьякон Репина" да Перов со своими пьяными в дрова батьками вылезают.

А впрочем,  и наши передвижники, и эти им современные французы были вполне искренни в выборе и трактовке своих сюжетов.
И это хорошо.

Comments

( 100 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
fizdipyushka
14 янв, 2017 15:47 (UTC)

У меня висела Dagnan-Bouveret монахиня над кроватью в детстве (репродукция дореволюционная, фототипия на картоне- наследие из бабушкиного приданого), предопределила, так сказать

mmekourdukova
14 янв, 2017 15:53 (UTC)
Дадад, и Даньян-Бувре тоже душка, тоже прелесть какие скрепы красил! уже не влез просто.

А что ж она бабушке не предопределила?
(без темы) - fizdipyushka - 14 янв, 2017 16:08 (UTC) - Развернуть
alexeydm_ikn
14 янв, 2017 16:08 (UTC)
да, эти европейцы звёзд с неба не хватали - всё нам оставили. а уж мы в 20-ом веке нахватались...
mmekourdukova
14 янв, 2017 16:13 (UTC)
вас озвездить?
Положим, они тоже нахватались - в Реформацию. А французы ещё и в 1789-93 гг.
Правда (и это главное), они сделали выводы.
maiorova
14 янв, 2017 16:22 (UTC)
У меня сразу всплывает "Панихида на сельском кладбище" Неврева. Можно, конечно, и "Многолетие" в благочестивые записать, но она скорее хулиганская, чем благочестивая.
mmekourdukova
14 янв, 2017 16:30 (UTC)
Да, "Многолетие" именно хулиганское. Как все эти "Освящения борделей" и "Освящения кабаков".

А "Панихида" - лубочная. Что, возможно, ещё хуже.
(без темы) - maiorova - 14 янв, 2017 17:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 14 янв, 2017 17:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maiorova - 14 янв, 2017 19:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 14 янв, 2017 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maiorova - 14 янв, 2017 20:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 14 янв, 2017 21:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - renardetraisin - 14 янв, 2017 17:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - renardetraisin - 14 янв, 2017 18:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 14 янв, 2017 18:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - renardetraisin - 14 янв, 2017 18:44 (UTC) - Развернуть
po77kl88
14 янв, 2017 16:23 (UTC)
Батьки, пьяные в дрова? обидно, чесслово...
:-)
что ж они, кочегары что ли? у них другая характеристика такого состояния...
mmekourdukova
14 янв, 2017 16:30 (UTC)
Прошу прощения, до положения риз, конечно.
_teodora_
14 янв, 2017 16:58 (UTC)
Отлично. Обожаю рассматривать жанровые картины.
А почему в Кергоате носилки со статуей несут женщины и вообще на картине одни женщины, кроме кучки во главе процессии?
mmekourdukova
14 янв, 2017 17:02 (UTC)
По-видимому, оно так и было - к чтимым статуям Богородицы допускались только девы, на других виденных мною картинках тоже так. Вполне богословски и человечески оправданное ограничение, я считаю.
(без темы) - _teodora_ - 14 янв, 2017 18:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 14 янв, 2017 18:39 (UTC) - Развернуть
Brendan Horve
14 янв, 2017 17:17 (UTC)

Спасибо за прекрасные репродукции!

mmekourdukova
14 янв, 2017 17:55 (UTC)
На здоровье, чем богаты, тем и рады.
nantik7
14 янв, 2017 17:32 (UTC)
А чо Нестеров не благочестивый, что ли?
А в целом, наших передвижников люди страдающие интересовали. Социальные страсти больше привлекали, факт. Жечь хотели сердца людей.
mmekourdukova
14 янв, 2017 17:45 (UTC)
Нестеров писал РОМАНТИЧЕСКИЕ благочестивые картинки (это особый жанр, и у французов и такого тоже таскать не перетаскать. А благочестивых жанровых, из нормальной окружающей жизни, у него нету.
trombicula
14 янв, 2017 17:36 (UTC)
Но первая же икона просто чудовищная. Как будто вырезана фотография и наклеена на другую. Зачем она здесь?
mmekourdukova
14 янв, 2017 17:43 (UTC)
Я бы не сказала, что она чудовищная (хотя и дерзательная, да).
А вот эта вырезанность личиков несомненно преднамеренная. Автор стопудово подражал стремительно входящей в моду восточной иконописи и захотел переженить оную - с местным бретонским колоритом.
(без темы) - trombicula - 14 янв, 2017 17:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 14 янв, 2017 18:22 (UTC) - Развернуть
zuzlishka
14 янв, 2017 17:46 (UTC)
Спасибо. Первая меня поразила. Такая напряженная богоматерь.
mmekourdukova
14 янв, 2017 17:54 (UTC)
Да, она поразительная. Не всякий рискнет, даже и сейчас.
gomazkov
14 янв, 2017 18:30 (UTC)
А потому что "Основа религиозности есть пиэтизм, благоговение, страх божий. А русский человек произносит имя божие, почесывая себе задницу" (с).
mmekourdukova
14 янв, 2017 18:38 (UTC)
В подборке нет речи об имени Божием. Всё на порядок ниже - просто современники и единоверцы художника, по большей части даже не клирики, а миряне.
(без темы) - gomazkov - 14 янв, 2017 18:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 14 янв, 2017 18:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gomazkov - 14 янв, 2017 18:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 14 янв, 2017 18:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - gomazkov - 14 янв, 2017 18:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 14 янв, 2017 18:55 (UTC) - Развернуть
multi_me
14 янв, 2017 20:37 (UTC)
Спасибо за картины. Хорошо у них получались умные и красивые лица.
Неужели преобладают такое благочестивое содержание?
На память из наших, кроме Репина и Крамского, не вспомнила ничего, к сожалению.
Вот что пока нашла с помощью гугла.






mmekourdukova
14 янв, 2017 21:18 (UTC)
Не просто умные и красивые, а умные и красивые из того же сословия, что сам художник, или уж во всяком случае не по ту сторону непроходимой социальной пропасти.

Не то что преобладает, но "собственно благочестивых" сюжетов - пополам напополам из бытового жанра вообще. А я ведь ещё не трогала косвенно благочестивых - свадеб или пикников по случаю праздника.

Да, эти я видела. Первая скорее городской пейзаж-репортаж, чем жанр.
Да и про все три - калибр, матушка, калибр не тот.
(без темы) - multi_me - 15 янв, 2017 18:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 15 янв, 2017 20:52 (UTC) - Развернуть
vera_z
14 янв, 2017 20:49 (UTC)
удивительный реализм.
"Всюду жизнь" Ярошенко -- наша редакция этих сюжетов.
mmekourdukova
14 янв, 2017 21:23 (UTC)
С тем, что в живописи наших передвижников тоже попадаются положительные герои в самом христианском смысле слова, никто не станет спорить. Но почему-то эти умные, добрые, красивые, чистые, искренние, целомудренные люди на картинках не молятся, не причащаются, не ходят крестными ходами, не приносят вотивных даров, не устраивают церковно-праздничных декораций, не собирают на храм, а занимаются совсем другими делами.
(без темы) - vera_z - 15 янв, 2017 10:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - erundelle - 15 янв, 2017 14:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vera_z - 15 янв, 2017 15:22 (UTC) - Развернуть
plynius_secund
14 янв, 2017 21:50 (UTC)
Если поискать, то можно найти кое-что, не сатирическое, не романтическое, а чисто жанровое.
И передвижники:
Мясоедов Г.Г. Молебен на пашне о даровании дождя;
Перов В.Г.«Проповедь в селе» 1862, «Чистый понедельник» 1866:
Прянишников И.М. Крестный ход, 1893;
Савицкий К.А. Инок, 1897; Встреча иконы, 1878;

И непередвижники:
Навозов В.И. «Духовное окормление» 1890 , «За монастырскими воротами», «Крещение» 1904
Пчелин В.Н. «После пасхальной утрени»,

Ну и еще кое-что может найтись. Но, во-первых, не нашла никого, кто бы именно таким изображениям уделил много внимания. Во-вторых, по большей части дело происходит на пленэре, а не в интерьерах. Одна картинка была, изображающая людей в церкви, очень похоже как у Ваших французов, но не было написано кто автор.
Еще можно предположить, что их было больше, но оказались утрачены по известным причинам.
mmekourdukova
14 янв, 2017 22:23 (UTC)
Большое спасибо за этот список, другим не придется далеко ходить.

Дело, конечно, не в том, на пленэре оно или в храме. А в том, что в русских картинках, даже если сюжет формально благочестивый, картинка получается всего лишь жанровой (а не благочестивой). Это в самом лучшем случае. У Перова, например, "Проповедь в селе" - вполне карикатура. На всех, на каждого из участников.

Ну, Прянишников, ну Савицкий - можем ли мы сказать, что сам художник идет в этой толпе, или стоит в пыли на коленях, и всецело разделяет чувства персонажей картинки? И жена его, и дети его, и друзья его?

Про третьесортных, вроде Навозова, я вообще молчу - ему, кажется, хотелось сделать благочестиво, но результат самый жалисный.
(без темы) - plynius_secund - 14 янв, 2017 22:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - plynius_secund - 14 янв, 2017 23:15 (UTC) - Развернуть
istarni
15 янв, 2017 00:50 (UTC)
Прям заинтересовала меня постановка вопроса. Гугль знает еще вот что (т.е. гугль знает больше, я выбрала относительно симпатичных):





Это Маковский, "Отдых на пути в Киев" и "Певчие на клиросе". Другое сословие, но дева очень милая и грамотная.


Михайлов Григорий Карпович - Девушка, ставящая свечу перед образом 1842 г.
Дева по уровню сентиментальности примерно на одном уровне с бельгийскими девами, имхо.


Зацепин, "Монастырки на клиросе". Даже, кажется, дворянки, хотя наверно из мелкопоместных.

Богданов-Вельский Николай Петрович. Венчание. 1904



Корзухин Алексей Иванович. Перед исповедью. 1877


Но вообще да, немного. Про Святую Русь, православную русскую империю, которая молится, все больше пишут сейчас, хрустя французской булкой:


Edited at 2017-01-15 00:53 (UTC)
mmekourdukova
15 янв, 2017 11:04 (UTC)
Отлично, спасибо, парочку картинок я впервые вижу, Певчие Маковского очень колоритные, это явно барская церковь, где их обязывали напяливать кафтаны поверх смурных лохмотьев.

А Михайлов - это же 1842 год, эпоха динозавров ещё. И с какими именно "бельгийскими девами" вы сравниваете этого подбрюлловского романтика?

Монастырки - конечно, дворянки, и картинка насквозь западная - как и сама эта система воспитания благородных девиц в закрытых школах при монастырях. И одеты в невозможную смесь французского с нижегородским, и книжечки у них в руках - тоже слизаны с западной традиции. И девы на переднем плане какие-то мимимишно-растерянные, будто позируют и не находят, какое личико надеть. А на заднем - отчаянно борются со скукой, капишончики посбивались, толчея, хи-хи, бла-бла.

Корзухин - картинка самая близкая к моей подборке по качеству исполнения, этнографической достоверности, представленному на ней социальному срезу и настроению естественного, не выделанного благочестия. Вот если бы такого можно было найти ещё штук сорок...
сочинение - istarni - 16 янв, 2017 00:15 (UTC) - Развернуть
Re: сочинение - tito0107 - 20 янв, 2017 11:25 (UTC) - Развернуть
сочинение-2 - istarni - 16 янв, 2017 00:16 (UTC) - Развернуть
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 100 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com