?

Log in

Монтируя свою лекцию к выставке, про ситуацию в русском церковном и христианском (ых, я знаю, что звучит глупо, но можно ли сказать иначе?) искусстве на рубеже двух прошлых веков, поразилась одному факту,  прежде как-то не охваченному сознанием. А именно – скорости и мощи распространения инфы о лучших и новейших достижениях иконописцев.

Вот смотрите. Раскрасил Виктор Васнецов со товарищи Владимирский собор в Киеве – мгновенно вышел альбом с отличными репродукциями всех росписей по порядку. Никакой отвязной пиявке-искусствоеду не дали повыёживаться за счет художников, никакому отморозку-фотографу не позволили повыдрючиваться с камерой и опубликовать хватасессию себе в портхволио. А тупо оперативно издали прямой, честный, подробный и качественный репортаж о работе художников. Сразу за этим – общественный резонанс, рецепция, канонизация новых изводов. Васнецовский Спаситель, Васнецовская Богородица, Васнецовские свв. Владимир, Ольга, Сергий и так далее. Канонизировались. В виде механически тиражированных репродукций (одну мы как раз вчера видели на стене сельской школы у Богданова-Бельского), в виде списков и в виде заказов на такие списки. Для храмов, для частных лиц, на рынок, в т.ч. в виде моделей для чеканок и эмалей.

Михаил Нестеров выступил на сцену, сначала в том же Киеве – а подавайте сюда и Нестерова! Тоже отчёт в виде альбома, критические выступления в прессе, дальше – рецепция и канонизация.

Причем канонизировалось удачное, а не вообще все подряд. Например, «Воскресение» Нестерова, которое для Спаса на Крови, прогремело, а, скажем, его же "Благовещение" для Марфо-Мариинской обители – не.

А у Котарбинского – только Распятие и выбрали. Но зато уж прогремело так прогремело. Даже здесь у нас у Николы до совсем недавнего времени стояла (впрочем, абсолютно жуткая) копия, из фанеры выпиленная и раскрашенная.

А вот Фролов (вы, небось, и не слышали такого писателя?), даром что по объёму заказов в том же Спасе на Крови он был ровней Васнецову и Нестерову,  и наравне с ними отразился в репортажном альбоме, - провалился. Ноль цитат, ноль подражаний. А потому что был он совсем не ровня ни Васнецову, ни Нестерову, а так себе дюжинный казенный богомаз.

Но стоп, это я отвлеклась на детали, а хотела просто сказать совсем коротко поразительное:

- в России 120-140 лет назад, при всем тогдашнем несовершенстве средств визуальной информации, при всей тогдашней их дороговизне – информация расходилась мгновенно и мощно, когда речь шла о ведущих иконописцах.
Она расходилась как горячие пирожки.
Вот как сейчас про пусек, часы или Агриппину - так тогда было про всякую новую икону выдающихся кистей. Вернее, сама она, всякая новая икона выдающихся кистей, производила в Церкви волну, сравнимую с нынешними волнами вокруг часов, пусек или Агриппины.


Апдейт назавтра

А сейчас что?
а сейчасСвернуть )

он пронизан обидой

Письмо челобитное заберу себе как замечательный документ эпохи.
много водянистого и не очень грамотного, но вполне понятногоСвернуть )

Документ достопримечательный своей незамутненностью. Как и каменты там к нему.
Как я поняла, никто там даже и не заметил СЛОНА, уши которого торчат из документа.


слон такой:Свернуть )

по примеру Рачинского

У френдессы говорили про милого христианского художника Богданова-Бельского , и меня поразили некоторые тамошние комменты по поводу картины «Устный счет», вернее, примера на доске, решаемого мальчишками 10 – 14 лет. Мол, это совершенно немыслимое дело, даже и мы-то не управимся решить без записей в столбик, а не то что эти лапотники.



102+112+122+132+142
-----------------------------------------------

                   365

Я вот как раз думаю, что пример, уровень его то есть, совершенно документальный. Они действительно решали такие примеры, и решали именно устно. И не только в частной особой образцовой школе ( с которой списывалась картинка) подвижника просвещения С.А. Рачинского, а шире.
Воздух школьный тогда был иной.
я успела его немного хватитьСвернуть )

травы забористой пост

По просьбам двоечников каллиграфических упражнений кучку.

1.


ещё семь, кажетсяСвернуть )
Милая книжечка какая досталась мне, М., ГИХЛ, 1956.

С древнеегипетского перевели Ф.Л. Мендельсон и И. С. Кацнельсон.
Но я, конечно, не про тексты (все приличные люди и так должны знать их наизусть), а про картинку. Это, как легко догадаться, Народный художник СССР Федор Константинов , мы все воспитаны на его Мцыри и на его Шекспире, все помним эту школу Фаворского,  смягченную подмоченную и отяжеленную соцреализмом, но все ещё блестящую.



Поразительный, поразительный пример беззаветной преданности своей школе и своему личному стилю внутри нея! Что, казалось бы, естественней и проще, чем проиллюстрировать эти допотопные рассказки картинками, стилизованными под египетскую каноническую живопись-графику и скульптуру? Ведь оно готовое лежит, ведь оно культурный мем, мгновенно узнаваемо, атмосферно, всё такое. И довольно легко поддается буквальному копированию и стилизаторским играм. Как прекрасно бы зазвучали на обложке и этот ногастый змей (с бровями из лазурита!), и пальмы, и герой-путешественник, буквально срисованный с погребальных фигурин вечно трудящихся рабов –  если бы все это нарисовалось в той, в той ещё стилистике! Чтобы непререкаемый контур, облизанные тысячелетиями силуэты, лик в профиль, глаз анфас, прямая ровная земля, пустые пространства вечности на заднем плане, ритмически усаженные пальмами и гигероглифами.

так нет же!Свернуть )

о моей незамутненности

(возникло из болтовни в комментах) -

Я вдруг отдала себе отчет, что лет до тридцати пяти по умолчанию думала, что виски - это жидкость прозрачного цвета. По аналогии с водкою думала.
Из когнитивного тупика меня вывели только комиксы великого Эрже.



С настоящим же виски (т.е. на практике) я познакомилась только в сорок лет.

А у вас как развивались отношения с напитками?
Доткнентая до живего постингом из ф-ленты об оплате проезда о честности с обеих сторон и особенно тамошними каментами, вспомнила прекрасное из мемуаров эсерки Екатерины Олицкой.
Болд мой.


«Все спутывалось в один клубок — споры, занятия, толки о газетных сообщениях, сходки и собрания, «Общество бесплатной езды на трамваях». Нам с Олей до курсов было идти часа полтора, не меньше. На трамвай уходила уйма денег. Как-то раз, дурачась, мы решили не брать билетов. Но не могли же мы присваивать себе деньги, не заплаченные за билет, и было решено: деньги, сэкономленные на трамвайных проездах, поступают в общую кассу, в фонд «Лоби-Тоби» — любимых нами, очень дорогих конфет. Общество насчитывало восемь членов. Увы, все это была студенческая молодежь. Когда в нашей кассе набралась достаточная сумма, мы отправились за конфетами. Олина мама просила принять и ее в наше общество, обязуясь вносить каждый раз половину накопленной нами суммы, не брать билетов в трамваях она не рисковала. Но мы твердо стояли на соблюдении правил общества. В лучшей кондитерской на Невском покупателям предоставлялось право при покупке конфет пробовать различные сорта. Мы шли в эту кондитерскую и покупали «Лоби-Тоби», лишь напробовавшись всласть других конфет. Таков был закон общества».

Дама написала это не тогда, в 1915 году, а сорока годами позже.  Уже налюбовавшись на законы нового общества, как на воле, так и в лагере.

Я, признаться, никогда не понимала, какая разница между эсерами и нами, большевиками.
Продолжение вчерашнего сафари –

Я привожу как есть английский текст от школы «София» все пункты подряд, поскольку из картинок ясно, что заявленную последовательность они и сами не соблюдали –
1. Base layers: Yellow (light) ochre, 5 layers
Carmine, 2 layers
2. «Roskrysh»: Carmine+ azurite+ black; White+ light ochre
The colour of the outlines: the colour of «roskrysh»
(the first paint layers)+black
3. Blinks («dvizhki»):  Pure titanium white
4. The first «probel» or « light» (first highlight):  White+azurite+carmine
5. The second «probel» (second highlight):  The colour of the first «light»  with plenty of white added. The first «light» on the bear’s fur: the colour of «roskrysh» + just a bit of whiteWe paint the fur like we usually paint hair, but, as it’s dark here, we are using only one «light» («probel»)
6. The third «probel» (third highlight): The colour of the second «light» with addition of white – it’s better to use transparent white paint, as it enables to make a smooth transition between «light» and «roskrysh»
7. Shades: The colour of «roskrysh» +black. It is easier to put the shades with transparent paint
8. Glazing: Black+ carmine+ azurite, transparently
9. Covering touches (enliveners, «ozhivki»):  Pure titanium white, transparently



(Любопытно, что всю ветхозаветную профтерминологию английский текст сохраняет, даром что текст обрастает кавычками и скобками до неприличия. При  этом значение терминов остается мутным – так, напр., пробел переводится то как «первое высветление», то как «высветление», то как «свет». Оживки называются где «бликами», где «кроющими касаниями», а где и «оживлялками». Такой уж он, английский этот, никак не вмещает всей нашей духовности) –
так что операции согласно картинкам буду описывать уж сама, по-русски.




Картинка первая, она же пятая с учетом вчерашних четырех.

Начать с того, что фон  - это после ПЯТИ слоев! – пройден ещё раз! теперь уже с белилами, допетрили, что дальше чистой охрой грузить уже нельзя.
Фон пройден после того, как восстановили черный контур, что уже само по себе (независимо от качества исполнения этой операции) – позорный непрофессионализм. Все раскрытия-перекрытия-уточнения-поправки базового цвета и тона всегда, без исключения делаются до того, как наводятся окончательные контурные линии. Контурная линия маскирует мелкие непопадания и неточности в месте соприкосновения двух цветовых пятен. Но не наоборот! Цветовое пятно никак и никогда не может быть наложено рядом с контурной линией, потому что даже в случае самого тщательного и бережного заполнения – линия будет неизбежно подпорчена, утратит полет и свежесть и её придется наводить заново. В нашем же случае фон был перекрашен халтурно. От этого черный контур, и без того уже задрипаный, выпачкался ещё и дополнительно: кое-где грязно-прозрачно задет беленьким, а кое-где вдоль него предательски вылезла желтизна первоначального фона.
затравить тигру окончательноСвернуть )
Рассылка «Коломенской версты», чтоб они здоровы были, просветители народные, опять не оставила меня равнодушной. Любезно предоставив очередную серию картинок про то, как не надо делать. Забираю себе, как бы в продолжение секретов мастерства от Артемия Брагина.

На этот раз они мне прислали, от московской иконописной школы «София», -

«STAGES OF PAINTING OF AN ANIMAL
We decided to use the image of a bear from
the icon of The Last Judgment as an example» –

По-моему, это скорее бесхвостая тигра, чем медведь, и это «from
the icon», вместо «for an icon», тоже прекрасно и говорит о многом, -
но ладно, перейдем к делу.

Для меня такие картинки особенно бесценны потому, что мои двоечники так не делают. Получают по рукам ещё до того, как сделают так, как здесь. Или переделывают до тех пор, пока будет не так, как здесь. Так что такие наглядные пособия нам просто подарок.



1.Стадия контурного рисунка.
Когда вы видите рисуночег, мм, средненького качества, обведенный по чистенькому полю чистенькой же линией с претензией на каллиграфичность, знайте – это НЕ рисунок. Т.е. здесь, на этом листочке или досочке, форму не искали, не строили и не уточняли. Это под копирку сведенный откуда-то контур, сверху начисто обведенный. В калькировании как таковом, конечно, греха нет, особенно если сводится начисто свой собственный рисунок, но в случае с этой тигрой сразу возникает два нехороших вопроса – почему не показан ход работы над рисунком? И зачем было обводить кисточкой сведенное под копирку? ведь линии и так были бы видны. Ответы очевидны – показ хода работы над рисунком (если таковой вообще был, а не сразу слизано с чужого готового) обнаружил бы безрукость рисовальщика, а обводка кисточкой просто маскирует имевший место механический перенос (ведь срамотища же, такой простой мотив не суметь нарисовать прямо от себя).
Ну что, срамотища все же состоялась – хотя и понадобилось небольшое, для чайников, объяснение.


мучить животное дальшеСвернуть )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Syndicate

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com