mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Russian church art today восемнадцать лет назад

Ученик принёс древнюю книгу полюбоваться, не знаю, как она к нему попала. Russian church art today.  Составитель Сергей Тимченко.  Moscow. New book.  1993 г.
Издание имеет вид какого-то левого экспортно-подарочного – ни тиража, ни других данных, только автограф Патриарха на суперобложке. И нигде ни слова по-русски. Весит килограмма два с половиной, отпечатана на могучем мелованом картоне, трехсотграммовом, не меньше. Качество фотографий ужасное, печать – того хуже. Макет вообще сказочный – пагинация отсутствует,  поля на разных страницах произвольной ширины, словом, малиновая смесь бандитского шика и профнепригодности.

Из двухсот с хвостиком репродукций альбома более половины – работы архимандрита Зинона. Остальное церковное искусство России представлено ПЯТЬЮ поименованными авторами и некоторым числом безымянных, объединенных под рубрикой «другие современные».
Из поименованных авторов кто посильнее, кто послабее – но одно бросается в глаза: страшная, вязкая скованность. Как будто кроме отечественного  XVI века на свете вообще ничего не было. Копия за копией. Замыленный цвет, сухая, скучная, нивелированная форма, зализанная в лоск. Направленные в никуда взгляды. Выражения ликов – или никакие, или измученно-настороженные. Арх. Зинон, конечно, составляет исключение – но даже и он тогда только-только начинал вытаскивать себя из общего стоячего стилистического болота.
«Другие современные», непоименованные из скромности, просто страшны.  Не скажу, что теперь такого позорно косорукого и безголового письма не найти – найти, отчего же. И в храмах, и в лавочках, и в Инете. Но только не в альбомах современной иконописи. Тем более экспортных и подарочных. Планка скакнула вверх настолько, что сейчас на публикацию такой пачкотни не пойдет ни один издатель даже спьяну.

Вопчем, порадовала меня  древняя книга. Не тем, что в ней содержится, а тем, что теперь это уже в прошлом. Невозвратном.
Тогда, в 93-ем, я только начинала ходить вокруг да около иконописания и осторожно трогать его лапкой. Не было ничего. Ни альбомов современной живописи, ни школ, ни методик, ни возможностей ездить и смотреть, ни миллиона картинок в Инете – только отдельные художники, там и сям наощупь пытающиеся что-то понять сами и научить других этому немногому.
Просто невероятно, сколько сделано в этой области за  последние 20 лет. Кроме шуток – больше, чем за весь ХХ век. И это, заметим себе, под постоянным учетом и контролем со стороны начальства-заказчика. Которое на духовности собаку съело и сильно желало, прямо по Флоренскому, буквально стоять за спиной художника и направлять его кисть. Несмотря на всё это жуткочуткомудрое, художники работали. Честно работали. И кое-каких результатов добились.
Я, кстати, с начала этого семестра, отложив несрочные заказы, села переписывать заново те школьные модели поясных икон Богородицы, которые делала шесть лет назад, при открытии антрепризы. Потому что стало ясно: если я их не переделаю, копии некоторых моих теперешних учеников переплюнут оригиналы. Шесть лет – это не двадцать, но тоже срок. Движется планка. Хоть и не быстро, но таки вверх.

Tags: невинные радости, ремесло
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments