mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

свт. Григорий Палама и то, к чему его учение никакого отношения не имеет

На воскресный постинг пришел интересный комментарий. Вот такой:

«Хочу заметить что стиль 10-12в. не рассматривался нами как объект для подражания. Кроме отдельных работ он является пройденным этапом в искусстве Церкви. Особенно важно это понимать учащимся иконописи. Хорошо освоив Панселина и 14в., мы сможем писать и 15в., и Дионисия. Сможем писать новомучеников хоть в портретном качестве, хоть структурируя. Чего не скажешь о стиле 10-12вв. Точнее выскажу мысль так. Обучение надо начинать с очень живого и подвижного стиля, это лучше раскрывает творческий потенциал ученика. Помогает увидеть не сухую схему, а естественные живописные и пластические законы. Притом всё разнообразие школ и стилей 14в. глубоко ортодоксально,везде чувствуется общий “код”,канон. И чего опять не скажешь про 10-12вв.".

Тут, конечно, можно сразу придраться к выражению "стиль 10-12 вв." – там ведь не было какого-то единого стиля ни в пространстве, ни во времени.
Но я не буду придираться, потому что мысль понятна. Под стилем XII в. понимается известная графичность, суховатая условность, пренебрежение возможностями мягкой и живописной лепки объёмов, полнотой цветовой разработки внутри формы. Вот пример (Пантелеимоновская церковь в Нерези, 1164) – и это ещё высокий образец, а есть куда скупее и беднее.


 

Я совершенно согласна – не надо начинать обучение со стиля, который в наше время воспринимается как условный и сравнительно бедный. Ученик, знакомый с позднейшими достижениями, либо будет искать приключений на свою голову, обогащая стиль в соответствии со своими представлениями о богатстве, либо душить в себе эти благие порывы. Последнее как бы не хуже первого.

Наоборот, начинать нужно со вполне развитого и «открытого сверху», то есть для дальнейшего развития, стиля.  Мануила Панселиноса, например, начала XIV в. Чтобы ученик тянулся изо всех сил и по всем параметрам.



Но вот чего нельзя делать совсем, ни за что, никогда – так это начинать обучение с перезрелого, пресытившегося собой и клонящегося в маньеризм стиля.
Вроде строгановсих писем (картиночка – Прокопий Чирин, 1620).
Это – не искушение и не задержка в развитии, а верная погибель.



Ну, и чтобы два раза не вставать – сегодня мы поминали свт. Григория Паламу. Надеюсь, всем моим френдам и постоянным читателям ясно, что широко распространенные попытки представить исихазм как значимый (да и вообще какой бы то ни было) фактор формирования стиля церковного изобразительного искусства являются просто ни на чем не основанным мнением бредом сивой кобылы.

 

Tags: l'éducation mystique, сложное о ремесле
Subscribe

  • о девальвации, предельно популярно

    Вчера купила себе на Блохе. Просили пять евро, сошлись на четырёх. Торговец просто не понял ваще, что это у него была не бумашка на фанерке, а…

  • в передовом авангарде

    Нечасто видишь речение, тем более совет и руководство к действию, где одновременно присутствовали бы и плеоназм, и оксюморон. Даже нарочно…

  • Новелла неустарелла

    Вот я удивляюсь больше всего двум вещам – на небе частым звёздочкам да дремучей альтернативной одаренности некоторых , которые всерьёз на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • о девальвации, предельно популярно

    Вчера купила себе на Блохе. Просили пять евро, сошлись на четырёх. Торговец просто не понял ваще, что это у него была не бумашка на фанерке, а…

  • в передовом авангарде

    Нечасто видишь речение, тем более совет и руководство к действию, где одновременно присутствовали бы и плеоназм, и оксюморон. Даже нарочно…

  • Новелла неустарелла

    Вот я удивляюсь больше всего двум вещам – на небе частым звёздочкам да дремучей альтернативной одаренности некоторых , которые всерьёз на…