mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

Антропология в искусствоведении

На воскресном постинге наконец-то произошел (и сейчас продолжается) интересный спор,  участников его  благодарю, а сюда выношу небольшую ремарку по мотивам.

Человек сквозь художественный образ. Область знания не то чтобы совсем непуганая, но как-то странновато на сегодняшний день локализованная. В ней неплохо разбираются искусствоведы и художники, работающие в рекламе и массовой культурке. Вот в этих «низких» сферах почему-то  есть и критерии оценки, и иерархия ценностей, и терминологии не боятся, и мнения отчётливые высказывают (вот тут я как-то писала о том http://mmekourdukova.livejournal.com/86908.html ), и дискуссии ведутся. И от этого с каждым днём умножается знание. В указанной бизнес-сфере знают уже не только то, какой человек нравится, располагает к себе, зовёт и ведёт – но даже то, как постепенно воздействовать на зрителя, меняя его систему ценностей, заставляя его завтра полюбить немножко другого человека, чем сегодня, а послезавтра ещё немножко третьего и так далее.

А вот искусствоведы, занимающиеся классическим искусством, шарахаются от антропологических характеристик как чёрт от ладана. Это моветон, такой моветон. Говорить можно только о форме, а о том, какой человек смотрит на тебя с картинки – да ни за что, это табу, это непрофессионально. И обыватель, на профессионалов глядя, тоже стесняется, зашуганно озираясь. Если в частной искусствоведческой беседе непрофессионал и ляпнет что-то ненароком о характере или о настроении персонажа, о «хорошем» или «плохом» человеке, увиденном  сквозь картинку, он тут же отползает в кусты и трясет белым флагом с надписью «ИМХО».

А про искусствоведов, занимающихся иконой, я и вовсе молчу. Если это учёные нецерковные (вот как в советские времена), то они ещё как-то с грехом пополам протаскивают иногда антропологическую характеристику иконного образа (какова ценность такой характеристики - уже иной вопрос). Но если ученый воцерковился до уровня знакомства с «богословием иконы», то для него больше в иконе секса нет никаких человеческих характеристик быть не может. Ну, то есть может, но это не советские люди на гнилом Западе только, а настоящая икона свободна от всей этой плесени гуманистической. Вот так и живём по ту сторону антропологического добра и зла.

Иногда думаю – может, мне ещё не поздно в консультанты по рекламе податься?

Tags: beauté humaine, искусствоведы, чудище обло
Subscribe

  • по полочкам

    Собрала здесь до кучи последовательность воплощения в жизнь очередного Проекта по амелиорации Дома. К сожалению, нулевой этап не запечатлен - а…

  • зелёненького в ленту

    Урожаи стабильны. Как всегда, главное моё восхищение не столько о количестве, сколько о том, что это как-никак столица, тихий центр. И обе…

  • асьетт-парлант из Саргемина

    То есть так наз. ГОВОРЯЩАЯ ТАРЕЛКА. Это не то, что некоторые подумали, не грыбы с глазами, которые глядят, когда их едят. Тарелки эти молчат, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

  • по полочкам

    Собрала здесь до кучи последовательность воплощения в жизнь очередного Проекта по амелиорации Дома. К сожалению, нулевой этап не запечатлен - а…

  • зелёненького в ленту

    Урожаи стабильны. Как всегда, главное моё восхищение не столько о количестве, сколько о том, что это как-никак столица, тихий центр. И обе…

  • асьетт-парлант из Саргемина

    То есть так наз. ГОВОРЯЩАЯ ТАРЕЛКА. Это не то, что некоторые подумали, не грыбы с глазами, которые глядят, когда их едят. Тарелки эти молчат, а…