mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

Федор Михалыч для самураев

Во френдленте всплыл интересный вопрос – почему Достоевский так популярен в Японии. Вот уже полвека активно переводят, переиздают, экранизируют, ну, словом, подсели самураи на Федор Михалыча.
Ссылки не буду давать, потому что я  с предложенным там объяснением всё равно не согласна. А также полтысячи хомякокомментов и самой читать было лень, и других этим грузить грешно.

Так почему же всё-таки?
Моя версия – японцы видят у Достоевского не нечто им родственное, а, наоборот, остро-экзотическое.

Герои ФМД на каждом шагу делают то, чего японцы не делают никогда (а если кого угораздит –  так он сразу кишки наружу). Герои нашего классика сплошь и рядом теряют лицо. Не просто совершают преступления, глупости или подлости, но умудряются сделать это так неловко, нелепо, безобразно, что приличный человек должен просто умереть со стыда на месте безо всякого харакири. Ни старуху убить не могут чисто, без шума и пыли, ни награбленным поживиться, ни товарища по партии ликвидировать, ни банкноту в карман бедной девушке подсунуть, ни к любимому (или нелюбимому) прилюдно сбежать, ни чужие деньги профукатьвсё ведь как-то неуверенно, с какими-то ненужными конвульсиями... Да что там преступления и житейские глупости! Самые лучшие намерения тоже, тоже ведут к потере лица. Соберёшься жениться, или вернуться на родину, чтоб родить ребёнка и открыть переплетную мастерскую, или затеешь благотворительный бал,  или даже невинный приём по случаю дня рождения или поминок, или в монастырь к старцу поедешь, или что-нибудь такое же благонамеренное или высокое – хлобысь! Вляпываешься в такое, что непонятно, как говорила Анна Андревна, где швейцар, где булава и где генеральша. Даже если ты вообще никаких планов не строишь, а просто себе приехал в Питер с некоторыми средствами, хорошим почерком и справкой от психиатра – всё равно подхватит и понесёт по кочкам.

Даже попытка торжественно отрясти прах и с достоинством уйти из дому куда-то в  пространство обламывается на десятой версте от шлагбаума.
Даже скончаться и не провонять, извините, не получается.

Так вот думаю – может, как раз это японцев и привлекает в романах экзотического автора Федору Михайробитя-сан? То, что мы, русские, остаемся в живых там, где они бы уже три раза сделали харакири?  И в новом воплощении продолжали бы изо всех сил сохранять лицо, а когда лицо, по независящим или зависящим обстоятельствам, не могло бы дальше сохраняться – снова бы делали харакири? Может, самураи хотят понять, как это – восстанавливать лицо (а без лица жить, как известно, нельзя), не прибегая к харакири?

Tags: ФМД, азиаты мы
Subscribe

  • Соня Мармеладова как малохристианка

    Константин Леонтьев, как известно, Достоевского не слишком жаловал, и Сонечку Мармеладову лучом света в темном царстве не считал. Вот…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…

  • не Буриданов осёл, но вилка Мортона

    У меня есть в ленточке юзер, который (как мне кажется, за послушание) постит иконыкартиныиконы на каждый календарный день. Так как…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments

  • Соня Мармеладова как малохристианка

    Константин Леонтьев, как известно, Достоевского не слишком жаловал, и Сонечку Мармеладову лучом света в темном царстве не считал. Вот…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…

  • не Буриданов осёл, но вилка Мортона

    У меня есть в ленточке юзер, который (как мне кажется, за послушание) постит иконыкартиныиконы на каждый календарный день. Так как…