mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Сент-Водрю в Монсе (начало)

Это теперь главный городской собор.  Прежде был другой, даже, говорят, романский, но его коммуняки санкюлоты сравняли с землёй. А в Сент-Водрю у революционной армии были конюшни, поэтому его не стали сносить.

 

Строился он не как собор, а как коллегиальная церковь. Коллегия канонисс (или канонниц? не знаю, как по русски  образовать женский род от "каноника", а по-французски сестры зовутся сhanoinesse) - так вот, коллегия была основана в VII в. ещё самой святой Водрю. Это простые люди латинское Вальдетрудис так переделали.
Известно о ней немного – только то, что она принадлежала к сливкам франкской аристократии, была замужем и воспитала четырех детей (обе дочери и оба сына также прославлены во святых).
Вырастив потомство, муж её Мадельгер принял монашество и вскоре основал аббатство Суаньи, а Вальдетрудис тоже построила себе часовню на пустом, что называется, месте, на пригорке. Мадельгер  прославился под именем св. Винсента из Суаньи, а вокруг скромной часовни Вальдетрудис-Водрю  возникло сначала аббатство, а потом – город Монс (что и значит – горка). В  XI в. Водрю была канонизирована и признана покровительницей города. Разумеется, там о ней целый букет легенд и анекдотов, который не обязательно пересказывать, но так или иначе на этом самом пригорке  с  VII в. по настоящее время непрерывно молились, с малым перерывом на санкюлотов. 

 

Монахини к XII в. сменили статус на сhanoinesse (разница небольшая:  в сhanoinesse принимали только благородных, они имели право на личную прислугу и отдельную келлию для дневного пребывания, а так вроде бы всё то же, что и у простых монахинь по августинскому уставу). Нынешняя церковь начата в середине XV в. и, собственно, так и недостроена до проектного вида – осталась безбашенной в прямом смысле слова.  Вот такой у неё несколько непривычный для готики комолый главный фасад.
Статуями санкюлоты тоже озаботились, их на главном фасаде больше нет, кроме св. Водрю на столпе портала.


зато боковые фасады и абсида очень симпатичные, компактные, весёленького пёстрого камня,








гаргульи непривычно упитанные и позитивно настроенные.






Вот нескольких зверей я застала на полу внутри.


Своды тоже вот остались в кирпиче, так их и не оштукатурили.




Церковь, надо сказать, изнутри производит несколько странное впечатление – главный неф кажется пустым, как стадион.




Алтарную сень разнесли санкюлоты, и после того город на новую уже не расшибся, и находящимся в основном пространстве храма верным теперь просто не на что глаз положить во время мессы. Главный алтарь, на котором теперь не служат, находится в глубине хора, и его там просто не видно. Над ним парит рака св. Водрю - разумеется, тоже ничего не разглядеть, так, чисто номинальный объект сосредоточения. Служат на вынесенном  на солею ничем не украшенном столике, и ни Христа, ни Богородицы нигде поблизости не видать. Пространство протестантского храма :-(.

Так что всё дальнейшее, что буду показывать – отдельные, отдельно взятые красоты, сосредоточенные в боковых нефах и капеллах.
Даже сама св. Водрю не представлена в её храме никаким сколько-нибудь приличным изображением ни на раке, ни на реликварии, вообще нигде, окромя переводных картинок на свечках. Я так и не знаю, как выглядит эта достойная женщина, и с горя покажу Золотую колесницу, на которой ежегодно вывозят её мощи в процессии (в Монсе очень любят первомайские демонстрации процессии).










Колесница стОящая, такой густой Луи XVI , что и говорить, с любовью сделано. Но почему-то всё же обидно за св. Водрю.
(продолжение следует)

 

Tags: может и нет никакой Бельгии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments