mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Париж в Нескучном Саду, или Скучный кентавр

Вчерась прислали мне похвастаться вот это:



Не книгу, конечно, книга тут всем уже давно глаза намозолила. Года три как ведётся рекламная кампания, но любимым детским чтением этот продукт не стал. Убийственно скучный ублюдок текста и образа. Я, взрослый человек, трёх страниц не смогла одолеть, настолько текст мешает картинкам и картинки - тексту.

А прислали вот это:

Проповедь в картинках




Повешу сюда готовый ответ,

Все знают, как  распространены в католическом и особенно в протестантском мире краткие изложения Ветхого и Нового Завета с минимумом текста и максимумом картинок, комиксы на основе Библии и других христианских источников. Теоретически они предназначаются для детей и подростков (добавим – ленивых детей и подростков) и для миссионерской работы среди людей совершенно далеких от европейской христианской культуры. Эти изображения святых, Богородицы и Самого Господа по сюжетам своим вполне идентичны иконам или иконным клеймам праздников, Страстей, житий. Но лишь по сюжетам. Они не суть ни иконы, ни части икон, ни аккомпанемент икон. На картину они тоже не тянут: картина сосредоточивает в одном произведении целый спектр мыслей и чувств, так что о каждом из персонажей можно написать психологическое эссе, а об обстановке, костюмах. аксессуарах – историко-культурологический очерк. А в комиксе все это разнесено по крохам на десятки картинок – так что каждая, взятая сама по себе, оказывается разжиженной и к созерцанию не располагающей. Информация-то о событиях дается, иногда даже более точная, чем та, которую содержат иконные клейма (вспомним, что сюжеты житийных клейм малоизвестного нам святого могут пребывать совершенно непонятными для нас, пока мы не прочтем его житие!). Но очень уж обыденный, нивелированный характер носит эта информация. Она не только не трогает до глубины души, не только не заставляет размышлять и примерять на себя, но способствует совершенно ложному и вредному видению представленных событий в упрощенном и вроде бы до конца понятном, захронометрированном виде. Вот апостолы жестикулируют, указывая на густые толпы народа, вот Христос улыбается в ответ (крупный план), вот все сели на травку (тут, ясное дело, является образцовая семья с тремя детишками), вот преломляемый хлеб (опять крупный план) – вроде бы зрителю все разжевали и в рот положили, откуда же эта оскомина, это ощущение, что нас обманули, самого-то главного и не показали?

Оскомина эта – от специфики комикса: эта «книга для неграмотных» относится к жанру приключенческого романа. Комикс-эпическая поэма, комикс-проповедь, комикс-духовная лирика, комикс-психологическая новелла невозможны по определению, по закону этого жанра, или скорее вида искусства: быстросменяющихся картинок-ситуаций, картинок-действий, без лирики, без рефлексии, без философии. Только эмоциональные реакции, принятие решений и очень лобовое проведение их в жизнь. Это именно  приключенческий роман. Герой такого романа – хитер, предприимчив, изобретателен, физически здоров, спортивен, везуч. Часто (не всегда и не обязательно) он при этом защищает добро, справедливость и «демократические ценности». Но до Царства небесного ему нет никакого дела, он не молитвенник, не интеллектуал и не моралист (эти черты могут украшать второстепенных персонажей, которые вводятся как бы нарочно затем, чтобы осложнять жизнь героя). Враги его - не Диавол и его приспешники, не собственные его грехи и страсти, а вполне земные, плотские темные личности: преступники, мафия, иностранная разведка, военнослужащие враждебной армии; изредка – фантомы потусторонеего мира или инопланетяне. И цель его – самому выскочить живым и невредимым из всех ловушек, драк и перестрелок, спасти друзей от тех же вполне земных опасностей и неприятностей, навести порядок и водворить справедливость в какой-то конкретной истории с началом и концом (счастливым, разумеется). Спрашивается, что общего у этого жанра и у этого героя с путем спасения и с христианской святостью? Да ничего. Ни в отношении личных качеств героя, ни в отношении его целей и занятий, ни в отношении обстоятельств его жизни и деятельности. По иным параметрам классический герой комикса даже противоположен и святому, и прообразу всякой святости Христу. Вот почему чем лучше комикс как таковой (чем заковыристей фабула, гуще и разновиднее опасности, чем блистательнее боевые качества и житейская изобретательность героя, чем экзотичнее пейзажи, интерьеры и образы врагов, чем хэппиэнднее финал – сам спасся без единого синяка, нашел сокровище и пропечатался во всех газетах), тем меньше общего будет у этого комикса с жизненным путем Христа и тех, кто Ему уподобляется. И наоборот – если комикс будет строго держаться предписанной Евангелием или житием святого фабулы, то это будет очень плохой комикс как таковой. Это будет комикс скучный, тупой, нечитабельный.

Нужно признать, что обыкновенно авторы комиксов (в наши дни на Западе они-то и суть наиболее честные и добротно обученные своему ремеслу художники) находят середину между двумя позициями, так что получается умеренно занудный комикс и умеренно, в границах приличия, приземленная евангельская или житийная история. Безвкусица? Несомненно. Но крамолы никакой: комикс ведь и не претендует быть иконой и принимать полагающиеся ей знаки поклонения. Не претендует он быть и картиной, то есть наводить нас на некие совершенно определенные, дорогие художнику мысли по поводу того или иного так или иначе трактуемого сюжета. В мире феноменов изобразительного искусства комикс есть явление максимально далекое от иконы (которая есть образ par excellence) и максимально приближенное к литературному тексту, причем тексту только и именно нарративному. Если комикс задуман и исполнен не по закону жанра, не как оригинальный текст, уже рождающийся в картинках, но как серия картинок к заданному тексту (а в комиксах на евангельские и житийные сюжеты только так и бывает) – это недообраз и недотекст. Нужен ли такой кентавр, а вернее, такой ублюдок образа и текста, в эпоху повальной грамотности и немыслимых прежде возможностей аудиовоспроизведения? Нам представляется, что не нужен никому – кроме разве что малой группы населения с аномалиями умственного развития. Да и тут у нас нет ни полной уверенности, ни доказательств. Очень может быть, что полноценный художественный образ (картина и особенно икона) воздействует на умственно отсталых людей не слабее, а сильнее комикса. И очень может быть, что для них тоже, как и для нас, проще извлечь нарративную информацию из аудиотекста, чем с трудом выковыривать ее из ряда картинок.

Проще говоря, такие нарративные изображения святых, которые не являются ни полноценным образом, ни полноценным текстом, ни даже полноценным комиксом, вряд ли нужны вообще. А уж тем более там, где катастрофически не хватает полноценных икон и картин. На деле же выходит так, что комиксы (и отдельные картинки в поверхностной, приблизительной манере комикса) процветают именно там, где недостает икон и картин. В духовно-культурном хозяйстве русского православного такие никчемные, межеумочные изображения находятся на самой дальней периферии или вообще отсутствуют.  А в Западной Европе они-то и составляют основной пласт современного церковного искусства.

 

Tags: дети-наше-будущее, лечебница шарантон, осторожно - искусство, ремесло
Subscribe

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • о веществах

    В каментах на два последних моих поста, по понятным причинам, говорят об, ээ, «веществах», далее без кавычек. О влиянии веществ на…

  • вчитывание, плавно переходящее в парейдолию

    Кстати дальше о вчерашнем - Вчитывание выражений в человеческие лица на таких картинках, которые в силу стилистической ограниченности ещё…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments

  • Добрый сказочник

    (дорогой френд пробудил воспоминанья) С этим автором, я думаю, знаком каждый, миллионными тиражами, десятками переизданий, в каждом доме, в…

  • о веществах

    В каментах на два последних моих поста, по понятным причинам, говорят об, ээ, «веществах», далее без кавычек. О влиянии веществ на…

  • вчитывание, плавно переходящее в парейдолию

    Кстати дальше о вчерашнем - Вчитывание выражений в человеческие лица на таких картинках, которые в силу стилистической ограниченности ещё…