mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Сент-Водрю в Монсе (окончание)

...И, как обещала, отдельные красОты.
Вот такой св. Элигий трогательный обнаружился, напоминаю, что по основной специальности он был ювелир, и у него в руках поэтому ювелирный молоток. Считается, что инструмент помогает от мигреней, нужно только надеть чугунок стукнуть молотком по головушке.



А это фрагменты резьбы соборной кафедры. Лихо, конечно, что и говорить. Радостные такие травки. Но вот перенесение той же лихости на изображения святых как-то расстраивает. Св. Иоанна Предтечу, например, я привыкла созерцать в менее растрёпанном виде. Впрочем, я не вполне уверена, что это Предтеча, а не св. Иоанн Богослов - дело в том, что персонаж на главном фасаде кафедры крайне похож на Спасителя, а остальные трое не похожи вообще ни на кого знакомого, а надписей, символов и атрибутов при них нет никаких.





А это серия алебастровых рельефов, принадлежащих местной знаменитости скульптору Жаку дю Бруку (вторая половина  XVI в.). По большей части эти рельефы входили в состав алтарной сени, разобранной и частично уничтоженной санкюлотами. Восстанавливать сень не стали, а рельефы поразвесили в рамах там и сям. Сюжеты вполне узнаваемы, подписывать не буду.  Фотографировать их было трудно, рельеф низкий и дробный, длинные тощие персонажи теряются во многоскладчатых балахонах и вообще как-то на мой вкус шумно. Но согражданам, видимо, нравилось, поддерживали своё местное дарование как могли.










А имени этого скульптора (или мастерской), к сожалению, не указано – а жаль, потому что очень мне понравились эти качественные и вовсе не рабские имитации средневековых ретабло. Бельгийская эклектика рубежа XIX - XX веков заслуживает всякого уважения, они тогда ещё умели крепко рисовать и не слепо копировать свои Средние Века, а создавать вот такие очень достойные вариации. Если вспомнить, что вытворяли в те же годы с нашим средневековым наследием такие христианские художники мировые гении, как Стеллецкий, Гончарова, Врубель, Малевич или Рерих, то нам просто надо снять шляпу и молчать в тряпочку.

Два складня:
в капелле св. Августина



и в капелле св. Винсента из Суаньи (на левой створке представлена вся семья свв. супругов Водрю и Винсента, шесть святых).






И ещё – вот эта серия надгробных плит, то есть захоронение находилось под каменным полом собора, а плита – рядом в стене.
Первая – из семейной капеллы (надо мне, кстати, и другие такие семейные  мемориальные картинки позапостить, из Германии много привезла скульптурных и живописных),  XVII в., а все остальные – аж XV, то есть даже по ходу самой постройки собора, индивидуальные или семейные же: супружеская пара, иной раз и с детьми. Умершие представляются Богородице или Троичному Богу своими святыми покровителями, с которыми покойные иной раз состояли в прямом родстве. Тут же и гербы их, для неграмотных.











Это, конечно, я самые древние и самые выдающиеся выбрала – а сколько их вообще, этих надгробий, и сколько их уже стёрлось на полу за полтысячи лет, что стоит собор?  Только в Европе я поняла, насколько крепко такие вещи делают храм домом и родиной каждого прихожанина, помогают пережить неизбежные кризисы духовной жизни, связывают воедино Церковь живых и Церковь умерших. Это у них как-то наглядней, чем у нас. Даже и до сих пор.
Tags: может и нет никакой Бельгии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments