mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Проект ретаблос-антрепризы

Комментаторы прошлой записи http://mmekourdukova.livejournal.com/135736.html  в конце концов вышли на очень интересную тему.
Мне предложили, неважно, в шутку или всерьёз, открыть дополнительно отделение ретаблосов. Хм. Как будто ретаблос есть нечто иное, нежели икона (напомню, что в нашей родной Православной Церкви есть только зыбкое обиходное понятие о том, что такое икона, а научного определения иконы нету, вот так мы красиво живём).
Ретаблос как жанр – это просто иконное клеймо или даже отдельная нарративная икона. Например, сюжет «Чудо в Хонех» - типичный ретаблос. Или вот ещё, навскидку,  ретаблос кистей Амброджо Лоренцетти. И сюжет вполне "мексиканский" - узнали? Три девицы избавились от неприятной обязанности торговать собою, святе отче Николае, моли Бога о нас.

 

В русском народном сознании  латиноамериканские картинки получили особый статус и заняли отдельную от иконы полочку только из-за того, что у них особенный стиль, несхожий с тем, который русское народное сознание принимает за «иконный».

 

 

По обывательской инерции считается, что "Чудо в Хонех" - это икона, Лоренцетти - это картина, а ретаблосы - вообще особь статья. Но с научной точки зрения все эти картинки относятся к одному и тому же жанру, по недоразумению называемому то так, то этак.  Разница лишь в стиле.

И вот представим себе такую умозрительную ситуацию – некто и в самом деле открывает курсы (мастер-класс, стаж, да хоть даже и академию, как я)  НАСТОЯЩЕГО РЕТАБЛОСА. Ну, чтобы продукция художника, обученного этому ремеслу, ничем не отличалась от мексиканской.

Не знаю, как в России, а на Западе затея могла бы иметь успех . Помешать успеху могут только два фактора:
1. На Западе ретаблосы парадоксальным образом менее известны, чем в России, менее распиарены как художественный феномен, и теряются в море других, равно известных (или равно малоизвестных) примитивных школ.
2. На Западе опасную конкуренцию таким курсам настоящего ретаблоса составили бы – да-да, вообразите себе – иконописные курсы. Дело в том, что именно за последние годы (франкофонный ареал я пристально наблюдаю вот уже восемь лет)  стилистика, преподаваемая на иконописных курсах, начала менять окрас в совершенно определенном направлении. Ещё десять лет назад на полном серьёзе шёл св. Андрей Рублёв и школа его, а теперь уже многим стало неловко – слишком уж всем понятно, что на рублёва за неделю не выучить. И вот уже две солидных лавочки на моих глазах сменили ориентацию –  во Франции династия «выходцев из старообрядцев» Грешных обучает теперь коптскому стилю, а мой бывший начальник Жак Биэн уже третий год как торгует курсами «романской иконы», то есть примитивного псевдостиля собственного изобретения, а про Рублёва и про секреты великой русской духовности оба теперь помалкивают. Зачем классиков ворошить? Духовность-то та же, господа.
Что ж тут непонятного. Если где-то когда-то какие-то религиозные картинки писались в некоем, всё равно каком, примитивном стиле, то стиль этот, ясен пень, per ipsum стал священным стилем. Чем заморачиваться, обучаясь  "развитому священному стилю", можно объехать неудобство на козе и по-шустрому набить руку на чем-нибудь попроще.
Так что я пока погожу открывать дополнительно курсы настоящих ретаблосов. А то меня конкуренты-преподаватели иконописи затрут на этой всем доступной и только ленивым не паханой ниве псевдоисторического примитива.

Tags: грани примитива, западные человеки, культур-мультур, сложное о ремесле
Subscribe

  • сначала хорошую

    Только зашла, из ф-ленты, на свежевыложенную оцифрованную коллекцию Лувра, и вот как приятно – Время создания: 19 в. Прежняя датировка:…

  • о бестелесных фигурах

    Извините за ещё раз, тут мне конкретно прислали пассаж из спича, о котором вчера - «Они намеренно искажают форму, они намеренно…

  • аксиологии в красках

    Собрала в одну наглядную и отчетливую табличку актуальные православные скрепные пропагандистские клише. А то, когда видишь или слышишь их в не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • сначала хорошую

    Только зашла, из ф-ленты, на свежевыложенную оцифрованную коллекцию Лувра, и вот как приятно – Время создания: 19 в. Прежняя датировка:…

  • о бестелесных фигурах

    Извините за ещё раз, тут мне конкретно прислали пассаж из спича, о котором вчера - «Они намеренно искажают форму, они намеренно…

  • аксиологии в красках

    Собрала в одну наглядную и отчетливую табличку актуальные православные скрепные пропагандистские клише. А то, когда видишь или слышишь их в не…