mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Койкоместо для монаха

Гипотеза, дарю всем, кто хочет проверить и уточнить.
Говорили тут с о. диаконом о монашеских уставах Востока и Запада. И вот что нам вместе на ум пришло (вешаю у себя по-русски, потому что меня больше читают).

В античном мире с древнейших времен отдельная спальня, для одиночки или для одной супружеской пары, была нормой. По этому же принципу устраивались, с самого начала, и монахи византийского мира. Либо вообще анахореты, либо киновиты – но всё равно у каждого отдельная келлия. Пускай из обмазанного глиной тростника – но личное пространство, где можно затворить двери и быть наедине с собой и Богом. И никаких общих дортуаров, никогда. Даже в монастырях, где число братии переваливало за тысячу.

А на Западе таких роскошей не ведали. Отдельной спальни не было даже у королей, вспомним «Тристана и Изольду». Возможно, поэтому западное монашество началось с общих дортуаров. По сравнению с обычным для большинства населения сном вповалку на соломе в общей зале даже казарма с индивидуальным ложем для каждого инока была роскошью.
В светской жизни отдельные спальни появились, поначалу только в замках феодалов, лишь к XII в. Это шляхетное заведение затем очень медленно, но верно распространилось и в нижележащих слоях общества. Но монастыри практически всех орденов по-прежнему сохраняли дортуары, где зачастую спал даже сам настоятель. Картезианцы были единственным исключением из общего правила. Интересно, что очень многие жития западных святых – основателей и настоятелей монастырей – указывают на регулярные периоды (или приступы?) отшельничества. Иными словами, выдающиеся подвижники имели нужду хотя бы время от времени покидать свои койки в общежитии и где-нибудь в соседнем лесочке на неделю-другую позволять себе ту роскошь, которой восточные монахи пользовались искони.
Светское общество на Западе уже давным-давно пришло к тому градусу душевной утонченности и личностного самоосознания, на котором личное пространство становится насущной необходимостью – а монашеские уставы всё ещё держали иноков на первобытном уровне. Изменения начались (в некоторых отдельных орденах) только с XV в., но было, пожалуй, уже поздно. Пути западного монашества успели очень сильно разойтись с путями восточного. Не говоря уж о том, что и эти запоздалые поправки в уставах были произведены далеко не везде и не всеми. Даже в XVIII веке в Европе всё ещё было множество монастырей с общими спальнями для всей братии.

Результаты, как принято говорить, видны всем.

Tags: азиаты мы, параблагочестивые размышления
Subscribe

  • проматильду

    Всё крепчает моё подозрение, что Матильда у нас котик, а не кошичка. Кроме узких бедер и широких плеч, кроме мощных лап и типично мужской…

  • Кошкина Библиотека

    По древней традиции, 1 марта Кошкина Библиотека представляет новую коллекцию книжных обложек. Первые двенадцать в постинге, остальные зависят от вас.…

  • Кошинька Матильда у нас вот уже месяц с хвостиком

    Она почти нас приручила. Бешеный нрав и африканские страсти, о которых нас предупреждали в приюте, оказались хотя и бешеными, но не такими уж…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • проматильду

    Всё крепчает моё подозрение, что Матильда у нас котик, а не кошичка. Кроме узких бедер и широких плеч, кроме мощных лап и типично мужской…

  • Кошкина Библиотека

    По древней традиции, 1 марта Кошкина Библиотека представляет новую коллекцию книжных обложек. Первые двенадцать в постинге, остальные зависят от вас.…

  • Кошинька Матильда у нас вот уже месяц с хвостиком

    Она почти нас приручила. Бешеный нрав и африканские страсти, о которых нас предупреждали в приюте, оказались хотя и бешеными, но не такими уж…