mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

о диких народных предрассудках

Не знаю, как молодёжь, а моё поколение должно помнить – существовал при старом режиме такой дикий народный предрассудок. Считалось, что портреты Ленина – любые, даже наглядно-агитационные – позволяется писать не всем художникам, а только достигшим определенного профессионального уровня. Я хорошо помню, что в младшем школьном возрасте я этот предрассудок разделяла (вполне равнодушно относясь к личности вождя). Разделяла, никогда не спрашивая себя – а как эта система вообще действует? Кем, собственно, позволяется, и кто карает преступивших полномочия? Право на прикосновение кистью к вождю приобретается вместе с дипломом? Или нужно пройти некий особый экзамен? И выдадут такой сертификат, с которым художники приходят в худкомбинаты, сельсоветы, фабришные клубы и доказывают свою причастность?  И в том сертификате написано : «Предъявитель сего по рассмотрении признан достойным и имеет право, флаг ему в руки», или что-то такое...

Ну, в общем, я обо всём этом никак не задумывалась – предрассудок просто жил в моей голове на правах любого предрассудка, а лет с одиннадцати я начала своё профобразование, познакомилась с местными художниками, и предрассудок растворился незаметно и бесследно. Но. Когда нас, семнадцатилетних студентов, на практике в глубинке любопытные христиане крестьяне спрашивали, а можем ли мы уже «рисовать Ленина», или выражали уверенность в том, что такие сопляки ещё не получили право его рисовать, или интересовались (это самые глубокомысленные), правда ли, что Ленина рисовать не каждому позволяется – я обычно отвечала, что да, правда, не каждому, и что нам ещё пока нельзя, но скоро будет можно. Интересно, что разговоры на пленэре с незнакомыми добродушными ротозеями почти всегда касались этого вопроса.

Почему я так отвечала, почему не стремилась рассеять вредный предрассудок? А так было проще во всех отношениях. Иначе слишком много всего сложного и фундаментального пришлось бы объяснять.

А теперь – почему я об этом вспомнила.
Наткнулась во френдленте на упоминание о том, что авангардистку Наталью Гончарову (1881-1962) привлекали к суду, до Первой Мировой ещё дело было, за кощунственные изображения святых (вот, если кто вдруг не в курсе, несколько образцов на всякий случай):







А объясняли там, в чём состоит кощунство, следующим образом:

«Я думаю, что дело не в канонах, а в том, что светский человек называет свои картины иконами. Иконы пишут иконописцы, а статус иконописца дается церковью».

На что следовала реакция:  

«ааа, точно. совсем забыл про этот момент». Отсюда: http://intuit-school.livejournal.com/531504.html 


Tags: искусствоведы, культур-мультур, махровое, прошлый век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments