mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Церковь св. Леонарда в Заутлеу (Zoutleeuw)

Кроме моих именин, сегодня празднуем ещё и День Музеев, а тут по стечению обстоятельств воскресная вылазка состоялась в музеефицированную церковь, вот я её сегодня и покажу.


Сен-Леонар в селе Заутлеу (население ок. 8 тыс.) знаменита тем, что не пострадала ни от погромов времен Реформации, ни от санкюлотов. Её каноники принесли присягу революционному правительству и тем спасли храм и церковное имущество. Поэтому церковь внесена в реестры ЮНЕСКО и лет десять назад переведена на музейное положение. Режим такой – на мессу вход бесплатный, но осмотр экспозиции во время мессы исключается. А в остальное время – прихожане бесплатно, посторонние за две евры (это, кстати, стандартная цена билета в церковные сокровищницы), и путеводитель впридачу дают. И, разумеется, все иконы и прочие культовые объекты снабжены табличками. Фотографировать можно, но не очень-то разгуляешься – живопись в основном под стеклом или – затея сельской остроты! – на алтарях перед ретабло нарочно поставлены огромные подсвечники с ослопными никогда не зажигаемыми свечами. Смотреть можно сколько угодно, но снять, окромя как кусочками, не получается. Каталог этого музея я тут устраивать не буду, а вот что – в этом постинге покажу самую церковь, начатую в XIII в. и законченную в XVI,

изнутри и снаружи.










А теперь изнутри взглянуть.



своды: главный неф и деамбулаторий - камень, а боковая капелла- кирпич.










Остатки фресок
XV в. - Страшный Суд.









Хор – кстати, очень неглубокий, так что, когда после Второго Ватиканского собора богослужение перенесли из глубины хора на, так сказать, солею, хор не превратился в «мертвое пространство», а остался хотя и удаленным, но всё же обозримым для верных фоном богослужения.

Там слева на колонне, если кто вздрогнул и попятился – пасхальное «украшение». На эти жуткие постеры и транспаранты, к сожалению, натыкаешься повсюду в храмах РКЦ в дни Св. Пятидесятницы. Иногда самопальные, иногда работы местных софринообразных артелей. Как правило, это самые безобразные объекты в храме.

Кафедра интересная – евангелистов в медальончиках поместили на лестнице, а на самой кафедре – по фасаду «Христос среди книжников», а по сторонам Моисей, св. апостол Павел и Мария Магдалина (в этом храме сохранились и другие свидетельства необычайно развитого в свое время культа этой святой).




А самый знаменитый объект в Сен-Леонар – многоэтажный резной каменный табернакль (дарохранительница) мастерской Корнелиса де Фриндта. Здешний XVI в. во всей красе. Мне такие штуки напоминают, прошу прощения, знаменитые китайские полые ажурные шары. Китайские шары даже лучше, потому что они по крайней мере не претендуют быть иконой.

А это так называемый Марианум, очень распространенный в 16 в. элемент церковной декорации. Происхождение очевидно – издавна подвешиваемые по центральной оси храма Распятия вызвали идею создать такое же «подвесной» тип изображения Богородицы.

А потом ещё отдельно покажу кое-какие экспонаты.

 

Tags: может и нет никакой Бельгии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments