Запощу наконец про Сен-Мартен в Алсте, откуда была деревянная резьба вот эта http://mmekourdukova.livejournal.com/143988.html .
Собор считается готическим, но на самом деле это не совсем так. Его только начали в XV в., но постройка затянулась настолько, что только к середине XVII в. управились, и поэтому внутри возникает странное ощущение – камни «настоящие», а пространство поддельное, слишком уютное для готики, буржуазное какое-то. Но милое всё же, домашнее такое.
Тут своды
Тут орган
Главный алтарь с «Поклонением волхвов» на антепендиуме, позади в полумраке можно разглядеть капеллы.
Собор до конца XIX в. был единственным храмом Алста, и каждое из городских братств (обыкновенно на базе цехов) стремилось выгородить и апгрейдить в храме свой уголок со всеми удобствами. Убранство отличается большой пестротой и иногда переходит в бандитский шик. Занятно, что в каждой капелле можно более или менее крупными буквами прочесть, кто её украшал – ткачи или краснодеревщики, а зачастую и имена художников. Вот, например, при этом ретабло у зерноторговцев состоит аршинная табличка «Рубенс» - и никаких указаний на то, что это св. Рох.
В сущности, в этом есть своя сермяжная правда – предполагается, что добрый христианин должен опознавать святых без всякой подписи, а имя художника, если его не увековечить, может забыться-потеряться. Но с непривычки всё-таки несколько коробишься.
Поскольку статуи-рельефы мы смотрели в прошлый раз, сегодня покажу ещё несколько отдельных выдающихся штучек.
Вот не совсем обычный, наивный такой живописный антепендиум с алтаря св. Элигия (кузнечный цех, понятно, сооружал). Путти побросали свои вещи, молотки и клещи, и расстраиваются по поводу кончины святого. Сентиментальный народ были кузнецы.
Там вообще-то было несколько очень интересных вышитых антепендиумов, но их я как-нибудь отдельно запощу, вместе с цеховыми хоругвями, которых в этом храме тоже оказалось невероятное количество и в хорошем состоянии.
А вот единственный объект в храме, который вызвал у меня разлитие желчи – серия из трех витражей, 50-е годы. Прямо переносишься духом в какой-нибудь отечественный спорткомплекс или торговый центр – правда, у нас такое настало лет на 10-15 позже.
А это самое древнее (их, впрочем, и немного) надгробие в храме, конец XVI в. Такие симпатичные супруги, простые и смиренные люди, сразу видно. То есть какие они там было на самом деле, уже не узнать, но тут, в граните – просто ангелы кротости.
И всех четырех херувимчиков поближе покажу, за их серьёзность и простонародность.