mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Алст, собор Сен-Мартен

Запощу наконец про Сен-Мартен в Алсте, откуда была деревянная резьба вот эта http://mmekourdukova.livejournal.com/143988.html .



 

Собор считается готическим, но на самом деле это не совсем так. Его  только начали в XV в., но постройка затянулась настолько, что только к середине XVII в. управились, и поэтому внутри возникает странное ощущение – камни «настоящие», а пространство поддельное, слишком уютное для готики, буржуазное какое-то. Но милое всё же, домашнее такое.










Тут своды



Тут орган


Главный алтарь с «Поклонением волхвов» на антепендиуме, позади в полумраке можно разглядеть капеллы.



Собор до конца XIX в. был единственным храмом Алста, и каждое из городских братств (обыкновенно на базе цехов) стремилось выгородить и апгрейдить в храме свой уголок со всеми удобствами. Убранство отличается большой пестротой и иногда переходит в бандитский шик. Занятно, что в каждой капелле можно более или менее крупными буквами прочесть, кто её украшал – ткачи или краснодеревщики, а зачастую и имена художников. Вот, например, при этом ретабло у зерноторговцев состоит аршинная табличка «Рубенс» - и никаких указаний на то, что это св. Рох.



В сущности, в этом есть своя сермяжная правда – предполагается, что добрый христианин должен опознавать святых без всякой подписи, а имя художника, если его не увековечить, может забыться-потеряться. Но с непривычки всё-таки несколько коробишься.

Поскольку статуи-рельефы мы смотрели в прошлый раз, сегодня покажу ещё несколько отдельных выдающихся штучек.

Вот не совсем обычный, наивный такой живописный антепендиум с алтаря св. Элигия (кузнечный цех, понятно, сооружал). Путти побросали свои вещи, молотки и клещи, и расстраиваются по поводу кончины святого. Сентиментальный народ были кузнецы.



Там вообще-то было несколько очень интересных вышитых антепендиумов, но их я как-нибудь отдельно запощу, вместе с цеховыми хоругвями, которых в этом храме тоже оказалось невероятное количество и в хорошем состоянии.

А вот единственный объект в храме, который вызвал у меня разлитие желчи – серия из трех витражей, 50-е годы. Прямо переносишься духом в какой-нибудь отечественный спорткомплекс или торговый центр – правда, у нас такое настало лет на 10-15 позже.









А это самое древнее (их, впрочем, и немного) надгробие в храме, конец XVI в. Такие симпатичные супруги, простые и смиренные люди, сразу видно. То есть какие они там было на самом деле, уже не узнать, но тут, в граните – просто ангелы кротости.




И всех четырех херувимчиков поближе покажу, за их серьёзность и простонародность.










 

Tags: может и нет никакой Бельгии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments