mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

о девственности романских интерьеров

Своё культурное наследие в Бельгии ценят и лелеют. Особенно трепетно относятся к романским храмам. Им всячески стараются вернуть первоначальный девственный вид снаружи и изнутри. «Движимые» части позднейшей церковной декорации переходят в церковные и государственные музеи, от «недвижимых» барочных наворотов просто избавляются. Расчищают стены до каменной кладки, а если была штукатурка, то кладут штукатурку.

А росписей по той штукатурке, как в Средние века, не делают, нельзя, это же будет новодел и профанация. И никаких икон, ниже картин, ниже статуй тоже не дозволяют вводить в «восстановленный» интерьер – это будет ужасный анахронизм, разрушающий целостное восприятие уникальной архитектуры. В лучшем случае сохраняют алтарь, хорошо, если с ретабло, а то и просто – голый алтарь, подвесное распятие, и всё.

Хотят как лучше, а получается вот что.

 

Да, барочную скульптуру и псевдоготические складни в храм вносить категорически запрещается. Но не запрещается украшать храм временными сезонными финтибрясами, которые во всякое время можно оперативно свернуть и развернуть. Не запрещается сооружать временные наглядные пособия для учеников воскресных школ, кулисы для концертных мероприятий и прочее в этом роде.

В результате именно такие храмы, по замыслу реставраторов долженствующие хранить девственную чистоту, оказываются сильнее всего загаженными всяким мусором. Пространные объёмы, чистые светлые стены, массивные столпы вызывают неодолимый зуд в душе внутри приходских креативщиков. Романские и раннеготические священные пространства оперативно заполняются какими-то вшивыми икебанами, буддийскими садами камней, убогими поделками из папье-маше, холщовыми и джутовыми стягами с древней и новейшей символикой, детскими рисунками, рисунками руководилок детских групп и символико-дидактическими инсталляциями.

 

В это воскресенье, между Вознесением и Пятидесятницей, нам сугубо везло на такой креатив – это традиционное время первого причастия прошедших катехизацию детишек. Кое-где к этому мероприятию разукрашивают не только тысячелетние стены храмов, но и самый алтарь.



Вот какой луна-парк устроили в алтаре в Тервюрене – чтобы первопричастникам не было скучно во время их первой мессы (то есть первой мессы, которую они прослушают полностью, целых минут сорок, с ума сойти, как же тут без луна-парка). А вот ещё один – тут можно полюбоваться, в числе прочих красот, на репродукцию в натуральную величину знаменитого креста Тэзе. Эта чудовищная мазня вот уже полвека распространяется в тысячах копий по всему римо-католическому миру, поскольку её угораздило стать символом знаменитой экуменической общины.


У меня такие инсталляции отшибают всякую способность воспринимать романские интерьеры, в которые они  помещены. Ложка дегтя, которая смердит на весь главный неф с боковыми вкупе. Полное ощущение десакрализации места, на котором тысячу лет подряд молились и приносили бескровную жертву.

И что забавно – ведь никому это всерьёз не нужно и никому не нравится. Даже страдающие тяжкими формами либерализма головного мозга католики ни разу не сказали мне, когда я их задирала на этот предмет, что они прям жить не могут без этой дешёвой галантереи. А многие прямо признавались, что сами не рады. А некоторые даже и ругались шёпотом. Как ругалась и я, гуляя вчера с фотоаппаратом по трем романским храмам в окрестностях столицы.


Tags: дети-наше-будущее, лечебница шарантон, чудище обло
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 55 comments