mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

О ценообразовании

Если вам никогда не приходилось видеть типового прейскуранта хорошо раскрученной иконописной мастерской, то я могу рассказать. Цена зависит от многих факторов – размера доски, качества дерева, наличия ковчега и так называемой «кузни», объёма и сложности позолотных работ. Но это, так сказать, кухонные навороты. А сама живопись оценивается пропорционально числу изображенных персонажей. Грубо говоря, считают головы и приплюсовывают к базовой сумме.

Почему оно так?

Можно ответить, что иконопись же у нас и не искусство вовсе. Её объявили духовным деланием, но все давно знают, что это всего лишь ремесло. Поэтому и возможно такое чисто механическое ценообразование.

 

Но если не быть циником, можно ответить иначе. Предполагается, что творческое усилие (назовем этим словосочетанием работу по предосмыслению той формы, которую художник собирается вылепить, и самое выстраивание этой формы), полагаемое на каждого из персонажей, будет примерно одинаковым для всех персонажей, и останется суммировать. Принимая во внимание стилистические особенности средневековой живописи (иконописные мастерские, как известно, подражают средневековой стилистике) – всё верно, и ничего обидного в этом нет. Мастерская может быть более или менее высокого полёта (имееся в виду сочетание творческого потенциала и школьных навыков), соответственно, её базовая цена может быть более или менее высокой, но сам принцип арифметического сложения «отдельных творческих усилий»  в данном случае вполне здоровый. Хотя – ах, как много всего остается неохваченным и невключенным в сетку прейскуранта. Этак в одной цене пойдут особо удачные, вдохновенные работы, свидетельства творческой эволюции – и работы проходные, стандартные, где художник всего лишь благополучно катит на уже приобретенных навыках.  Но это уж проблемы покупателя, знатока. Есть у него глаз и вкус – значит, сумеет выбрать из предложенного по одной и той же цене ту работу, которая на самом деле должна бы стоить дороже. А если покупатель безглазый и думает, что иконопись – это и в самом деле не искусство, то такого и не жаль. Пускай платит стандартную цену за стандарт и даже за то, что на самом-то деле ниже стандарта.

На самом деле мне не про это хотелось поговорить.

А про ценообразование на рынке светской живописи. Ежели кто не в курсе, то здесь это устроено следующим манером: берется цена вашего среднестатистического полотна и вычисляется коэффициент, цена за квадратный дециметр (ну, для мелких форм – за сантиметр). Речь, конечно, только об уже несколько раскрутившихся, «продаваемых» художниках, о которых известно, почём они в принципе идут. И вот этот коэффициент потом тупо умножают на длину и ширину.

И всё, дорогие мои. И это всё. И никакого подсчёта голов.

Когда Фрося Бурлакова я впервые узнала от европейских галеристов об этой первобытной простоте калькуляции (в России тогда про такое не слышно было), то  шокировалась ужасно. А как же, говорю, головы? Если одна голова, то это ведь совсем другой коленкор, нежели пять голов, и пять голов против белой стенки – это вам не двадцать пять голов в архитектурном, скажем, пейзаже! А галерист, нетерпеливо крутя у меня перед носом портновским метром, разъяснил мне, что про всякого художника уже известно заранее, сколько у него бывает в среднем тех голов на одном полотне, и сколько того пейзажа, и нечего нам тут сюрпризы преподносить, публика любит, чтобы кажинный автор следовал однажды заявленному стилю (число голов тоже сюда входит). Если публику в этом отношении не раздражать, а тешить, то и коэффициент этот, на который умножают дециметры, будет постепенно, но неуклонно расти всем на радость. Но я не унималась и таки спросила, а как же особо удачные, выдающиеся вещи, с которыми автор, может, даже и расставаться не хочет, разве что за в три раза более высокую цену? И как же с такими работами, уровень которых в настоящее время уже превзойден художником, и автор согласен уступить их дешевле нынешнего своего коэффициента?

Галерист просто не понял, о чем речь.  Я попыталась объяснить (хе-хе, тогда я ещё не знала, что тут параллельный мир и объяснять пришлось бы вообще ВСЁ, с самого начала) – но у галериста уже появились в голосе такие характерные нотки «щас санитара позову», я поскорее остановилась.

Это я к тому, что принципы ценообразования выражают степень уважения к художнику как к художнику, надеюсь, я понятно выразилась. Учитываемые ценообразованием параметры (названные или неназванные, внесённые в прейскурант или не внесенные) позволяют понять, кого видит общество в художнике – обслуживающий персонал или свободного творца, властителя дум и так далее.  

Так вот, иконописцы всё ещё живут в Средневековье – оплата их труда, в числе прочего, зависит и от числа изображенных персонажей. А  светские художники, которые свободные и которые впереди планеты всей, стоит их стилю установиться и достичь товарного уровня, продаются с учётом одного-единственного параметра – метража.


Tags: лечебница шарантон, модернизм и постмодерьмизм, ремесло, ценности
Subscribe

  • (no subject)

    Вчера и сегодня, гуляя по пасхальной столице и заходя в церквы, чувствуешь себя так, как будто везде суббота! но при этом где-то, непонятно где,…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…

  • и я вас тоже поздравляю

    1. Интересно, что по Республиканскому календарю 8 марта - оно же 18 вантоза - празднуется день Лютика Едкого, он же Куриная Слепота. 2. А вот 23…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments

  • (no subject)

    Вчера и сегодня, гуляя по пасхальной столице и заходя в церквы, чувствуешь себя так, как будто везде суббота! но при этом где-то, непонятно где,…

  • пост начинается приятно

    Второй тираж тряпочного учебника приехал из Вильнюса. Первый расторговала ровно за три года, не выходя из дому. ...какой грузчик во мне погибает!…

  • и я вас тоже поздравляю

    1. Интересно, что по Республиканскому календарю 8 марта - оно же 18 вантоза - празднуется день Лютика Едкого, он же Куриная Слепота. 2. А вот 23…