mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

между одеколоном и ладаном




Гуляя по блогам, где обсуждается выставка в МГУ, нашла такую запись (не у френдов):

Великий русский философ Алексей Лосев писал, что нельзя "быть настолько нечутким, чтобы не видеть разницы между стеарином и воском, между керосином и деревянным маслом, между одеколоном и ладаном.
В стеарине есть что-то прикладное, служебное, к тому же что-то грязное и сальное, что-то нахальное и самомнительное. Воск есть нечто умильное и теплое; в нем кротость и любовь, мягкосердие и чистота; в нем начало умной молитвы, неизменно стремящейся к тишине и теплоте сердечной. Также нахален и неблагодатен керосин; он меряет любовь на пуды и теплоту на калории; он духовно нечист и воняет смрадом; он – машина и смазочное средство. Как табак – ладан сатане, так керосин – соус для беса. Одеколон же вообще существует только для парикмахеров и приказчиков, и, может быть, только еще для модных протодиаконов.
Так, молиться с стеариновой свечой в руках, наливши в лампаду керосин и надушившись одеколоном, можно только отступивши от правой веры. Это – ересь в подлинном смысле, и подобных самочинников надо анафемствовать."
Что бы он сказал о выставке в Татьянинском храме?..

В комментах – возгласы: - точно! – прекрасная параллель! – и другие аплодисменты. А мне стало грустно.

Эх вы, великие русские философы... Что ж вы, заиньки, не подсуетились и не пораскинули мозгами, чтобы у православных были хоть какие-то зацепки, хоть какой-то научный аппарат для суждения об искусстве на предмет признания его христианским? Выставка - позорное событие не только по факту ее появления, но и по вдруг обнажившейся полной неспособности православных говорить об искусстве на одном языке. Все дискуссии упираются в "нравится - не нравится".
Спасибо, конечно, великим русским философам, но ладан от одеколона мы, даже самые из нас нечуткие, кое-как и без них отличали. А вот насчет чего-то более конкретно-практического, нужного теперь позарез – где оно?!!

Tags: искусствоведы, модернизм и постмодерьмизм, ремесло
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments