mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Аббатство Нотр-Дам в Астьер (Hastière)

Это недалеко от Намюра, на самой французской границе, на бережку Мёза, реки древней и заслуженной.

Аббатство было большое, со своей каменотесной и керамической мастерской, но само сельцо Астьер как-то не процвело, сейчас там проживают 5 000 обоего пола, и вот такое романское чудо находится в их распоряжении. Храм теперь обращен в приходский, а на территории аббатства (пришедшего в упадок и запустение) вроде бы обнаруживаются следы неких культурных активитэ, может, там центр ремёсел заведут или что-то такое.




Посмотрим храм со всех сторон.
Неф и башня – начала XI в., хор – готический, XIII в., есть крипта с захоронениями в саркофагах.



До чего я люблю здешние романские окошки без наличников и вообще безо всего, никакого тёсаного камня, всё из вот этого дикого местного, всё вручную, неповторимо. И эти гладкие пилястрочки с намёком на капитель - я просто помираю от нежности, первый день Творения, у Европы всё-всё впереди, такая она страна-подросток, прямо сказать нельзя, разве что аллегорию написать.




















А вот и интерьер. По цвету изысканно, как-то даже слишком изысканно. Мне всегда в таких интерьерах думается - вот что если бы одну десятую этой изысканности употребить на репрезентацию Христа в этом храме? Как бы было здорово.
Так нет же, просто изысканно.



Почти неразличимое Распятие и ещё менее различимые следы фресок XI  в. на арке.
А что это такое возлежит на алтаре и как они там устраиваются для совершения мессы, я сказать не могу, не знаю и не догадываюсь, ближе подойти было нельзя из-за ограждения, и табличек никаких не было.







Романское окошко и готические своды, уже тёсаный камень двух цветов.









отмостка пола - цветная глазурованная керамика местного производства.



А это своды притвора, под башней - совсем другая (вернее, уже третья!) кладка.
И зелень сияет из окошка - ах!






А это местночтимая статуя - правда, уже
XVII в., а какая была первоначальная Нотр-Дам в этом аббатстве, я не знаю - но могла быть прекрасная. Мозанские (то есть которые вдоль реки Мёз) богородичные скульптуры романского периода все подряд удивительные. Но, по древности и хрупкости, они всё больше в музеях находятся. А которые в храмах - от них, то есть от их первоначальной формы, остаётся, скажем прямо, немного.



Эта трогательная рамочка на полу с кривенькими экспликациями - указатель условных названий для маскаронов на скамьях хора, так называемых мизерикордах.
Милосердиях то есть. В Европе уже в Средние века считали, что дать людям возможность сидя думать о Боге - милосердно, а заставлять их стоя думать об ногах и спинке - немилосердно.
Мизерикорды из Астьера - самые древние в Бельгии.





Епархиальный проект по этому храму предусматривал, ещё с 60-х годов, превратить его в некий выставочный зал современного церковного искусства.
Фигурино на алтаре - одна из манифестаций того проекта. Есть в храме и другие, поприличнее, но вообще экспонаты "выставки" - или скучный благочестивый стандарт, или неприятный выпендрёж. Покажу ещё вот это, табличку и саму штучку, с Христом в виде, прошу прощения, Лао-Цзы:





И, в виде извинения за испорченный аппетит, - купель ХIV в.
Иконография очень типичная - эти четыре головки в капюшончиках охотно повторялись на каменных купелях, и не только вдоль речки Мёза
.



Местный "синий камень".
Наш дом тоже отделан им же. Качественный такой камень, полтысячи лет простоять вроде должен.
Tags: может и нет никакой Бельгии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments