mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:

голый Чайковский




...Вне очереди. Ценное воспоминание. Навеяно частной беседой с одним из френдов (не скажу, с каким).

Студенткой я подрабатывала гидом в (тогда еще) Ленинградском Музее Городской Скульптуры, а проще – в некрополях Александро-Невской Лавры. Летом – лучшее место в городе, прохлада, покой и тени знатных предков. Группы – сплошь гости города, особенно я любила народ из глубинки, очень трепетные слушатели. Но и не без сюрпризов иногда.

Так вот, у могилы П.И. Чайковского. Надгробие знатное, чуть не шесть соток занимает, сложная скульптурная аллегория, в состав которой включен бюст самого П. И. на гранитной стеле. Я рассказала что следует, заворачиваю группу к следующему надгробию, и тут одна девушка лет двадцати девяти, по виду – учительница, руку тянет: вопрос. Да, задавайте, к вашим услугам. Девушка секунду борется с неловкостью и затем решается:

- Скажите пожалуйста, а почему Чайковский здесь голый?
Интересно, что я тогда СРАЗУ ЖЕ поняла, в чем дело, и девушке популярно объяснила. Хотя никогда прежде о том не думала.

Чайковский, разумеется, был вовсе не голый в собственном смысле слова, и не были голыми некоторые другие славные покойники, чьи бюсты мы уже видели на этом же кладбище. Просто те бюсты стилистически относились к классицизму, и изображенные люди легко связывались в сознании зрителя со всякими античными героями. Под обнаженными ключицами и плечами мысленно дорисовывалась тога, и поэтому, скажем, сосед Чайковского Гнедич голым никому не казался, римлянин себе и римлянин.

А вот Петру Ильичу не повезло. Античный тип изваяния, голову с открытыми плечами, скульптор-эклектик слил в одну посуду с реалистической трактовкой портрета. Не римлянин, а такой себе господинчик, как все. Но... без галстука. И без воротничков стоячих. Ой, вообще без рубашки... Да он же наверняка и без панталон!!!

Девушка смотрела в корень, мысленно дорисовала очень правильно. Своим на первый взгляд дурацким вопросом подняла огромную проблему отношений между стилем и предметом изображения. Увидела то, чего не заметил ни ваявший все это Каменский, ни заказчики его, ни я, искусствоведка. Мораль – если ты из себя не римлянин, лучше быть в воротничке и при галстуке, чтобы никого не тянуло мысленно дорисовывать  отсутствие наличия панталон.

Tags: культур-мультур, прошлый век
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments