mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

В общем, я мертворожденный, пусть только психологи не делают...

Люблю мемуары, особенно автобиографические.
На редкость информативная литература.
Только что прочла одну новую для меня «Мою жизнь» (хотя именно такую, какой я ждала) и нахожусь под впечатлением.
Вот несколько выдержек – не ключевых (там всё ключевое), а характерных. Образец ткани.

« - Но главное, родился я мертвым.
Не хотел жить. Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить. Как будто насмотрелся картин Шагала.
Его кололи булавками, окунали в ведро с водой. И наконец он слабо мяукнул.
В общем, я мертворожденный.
Пусть только психологи не делают из этого каких-нибудь нелепых выводов. Упаси Бог!

- На столе у нас всегда было вдоволь масла и сыра.
Вообще в детстве я не выпускал из рук кусок хлеба с маслом, этот извечный символ достатка.
Мы все – и я, и братья, и сестры – всюду, куда бы ни шли: во двор, на улицу, даже в уборную, - прихватывали хлеб с маслом.
С голоду? Ничуть.
Просто привычка. Мы зевали, мечтали и вечно что-нибудь жевали и  грызли.
Ещё водилась за нами привычка пос..ть вечером у крылечка.
Простите за грубость! Впрочем, невелика и грубость.

- Подумайте только, каждую субботу, вместо того чтобы бежать на речку, я, по маминому приказу, шел к нему изучать Писание.
И являлся как раз в тот час, когда раби с женой, совершенно раздетые, сладко спали после субботнего обеда. Изволь дожидаться, пока учитель встанет и наденет штаны!

- Мой сосед по парте, С...., погрузился в любимое развлечение, из-под парты слышен глухой шум...
Этот стук привлекает внимание учителя.Молчание, смех.
- Скориков! – выкликает учитель. Сосед встает, краснеет и, схлопотав двойку, садится.

- Вот здесь, думал я, глядя на здание школы (Барона Штиглица), мне могут выдать вид на жительство в столице и пособие.
Но пугала одна мысль о нудных занятиях, копировании бесконечных гипсовых орнаментов, напоминающих лепные потолки в больших магазинах.
Эти орнаменты, как мне показалось, для того и придуманы, чтобы преградить путь ученикам-иудеям, помешать им получить необходимое разрешение.
Увы! Предчувствия не обманули меня.
Я провалился на экзамене. Не получил ни пособия, ни рекомендации.

- Я почтительно слушал, но думал совсем о другом. Вот уже четыре или пять месяцев я получаю от него пособие. Он так любезен, так заботливо со мной разговаривает. Раз так, может, он станет помогать мне и дальше, чтобы я мог жить и работать?
Но вот однажды, когда я пришел за очередной десяткой, величественный лакей, протянув мне купюру, сказал:
- Это в последний раз.
Подумал ли барон или его домашние, что будет со мной, когда я выйду из его роскошной передней? Как мог я, семнадцатилетний ученик, заработать себе на жизнь? Или он просто решил: разбирайся сам, хоть газетами иди торговать?

- Эшелоны в Сербию, в Могилев, на передовую.
Почему не призывают меня?
Не подошел черёд.
Да что мне делать на фронте? Смотреть на поля, деревья, облака, на кровь и вспоротые животы?
Может, меня вообще не захотят брать. Я бестолковый, ни на что не гожусь, и даже пушечного мяса на мне не так много. Одни краски: румяные щёки, голубые глаза – но это солдату ни к чему.

- Впрочем, и я терпением не отличался, что правда, то правда. Давал кому-нибудь слово, но, заранее зная, что скажет оратор, бесцеремонно перебивал его. Не терпелось, чтобы всё заработало.

- Родилась Идочка. И мы сразу отвезли её в деревню. (....)
Вместе с нами жила моя сестра с мужем
(то есть они жили в доме этой самой сестры, вот она, сестра-то, поэтому с ними и жила – примечание моё). Их ребёнок на каждом шагу оставлял за собой грязь. Весь пол был в разводах. А эти ночные горшки!
В комнате было всего одно окно.
Но зять вечно усаживался перед ним и закрывал мне свет.
Идочка не желала пить сладкую воду. А молока становилось всё меньше. Драгоценная влага, верно, была хоть и не сладкой, но очень вкусной, если маленькая упрямица не поддавалась на обман.
Она так вопила, что я, не выдержав, чуть не швырял её в кроватку:
- Да замолчи же!
Не выношу истошного детского крика! Это кошмар!»

Ну, и так далее.
Можно было ещё, мнооого. Про учёбу, про половое созревание, про брак, про службу в армии и дезертирство, про работу, общественную деятельность и отношения с людьми... Там можно прямо всё подряд брать, удивительно ровный, без сбоев, текст, характеризующий автора прямо-таки каждой строчкой. Я бы сказала, тут особая какая-то концентрация – по прочтении одной главы, про детство, уже получаешь отчётливый образ автора, который потом ничем не нарушается. Ситуации меняются, но нильзя сказать, что они открывают какие-то новые грани этой личности. Ой, что это я, какие грани. Грани – это когда речь о чем-то твердом и оформленном. Ну, довольно. Желающие могут попытаться угадать, кто этот мемуарист.

Правильные ответы поначалу припрячу.

Tags: beauté humaine, l'éducation sentimentale, чудище обло, язык мой-враг мой
Subscribe

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…

  • об отношении к образованию

    Наблюдая за (впрочем, оффтопным) разговором френда со случайным прохожим, я поймала себя на том, что удивлена только не знаю, приятно

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 129 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • ко дню нетворкинга

    Вчера, сказали, был день нетворкинга. Как мне объяснили, в этот день нельзя заниматься творчеством, а только нетворчеством. Чем-нить по хозяйству,…

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…

  • об отношении к образованию

    Наблюдая за (впрочем, оффтопным) разговором френда со случайным прохожим, я поймала себя на том, что удивлена только не знаю, приятно