mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Кто такие попихэды

Имеется в виду poppy-head, вот такое завершение боковины традиционных готических церковных скамеек. Кому непривычно, может называть их пинаклями, крестоцветами или флёронами, хотя это суть куда более общие термины, обычно относящиеся к «большой» архитектуре.

Много букофф на тему и вокруг смотреть там в конце попихэдовой галереи.

 

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

Одна из особенностей английского христианства, да простит меня френд Урсусангликанус, к нему это не относится, - так вот, особенность – латентное иконоборчество. В разных формах и, конечно, различной крепости. От совсем слабого раствора в английском римо-католицизме, через довольно-таки ощутимое в англиканизме до самого настоящего, даже и не латентного, у методистов.

Формы какие?

Тут  и вытеснение иконы Христа с почетного места на периферию, и замена прямого прямоличного изображения на нарратив, символ и аллегорию, и снижение художественного качества иконы и религиозного искусства вообще (впрочем, это достижение лишь последнего столетия). А начались эти безобразия тоже недавно, всего только в XVI в., когда на зелёном острову  уже накопили огромный опыт богопознания в образе и вывели художественную школу на очень достойный уровень. И весь этот творческий потенциал, для которого латентное иконоборчество перекрыло естественную (она же наивысшая) сферу действия, оборотился на декоративные цели. Английские храмы (вполне иконоборческие, отчасти иконоборческие и латентно иконоборческие) обзавелись при этом большим количеством памятников, зачастую большой красы, которые мне очень хочется назвать субкультурными.

(Только не рассказывайте мне, что субкультура – это немножко другое, и что декоративные навороты в английских храмах со времен реформации и до середины XIX в. – это у них такая вполне магистральная культура. Магистральная христианская культура Господом Воплотившимся интересуется, а если она Им не интересуется, тем более несколько веков сряду, то она и не магистральная. Так что я себя побалую и поупотребляю тут на частной площадке этот бранный термин).

Две типичнейшие для Англии группы этих субкультурных памятников – резные церковные скамейки и вышитые подушки при этих скамейках. И то, и другое, как видим, “обслуживает” основную функцию прихожанина иконоборческого храма – сидеть и слушать Слово.

Подушки (а они бывают блинчиком – для сидения и кирпичиком – для коленопреклонений) я вряд ли буду показывать специально. На их общий вид вы и так уже насмотрелись во вчерашнем постинге и ещё насмотритесь на фото церковных интерьеров, а отдельные образцы смотреть скучно – это практически всегда тупой блондинистый самопал не слишком изобретательные упражнения мисс Марпл. А вот зато покажу пинакли с церковных скамей, причём целый воз зараз, гуртом. Не только снятые в семи разных храмах, но и настоящую готику вперемежку с неоготикой. Не потому, что я ленивая такая, а чтобы вы оценили устойчивость традиции.

Классика пламенеющей готики – акант, лилия, плющ и трилистник, тростники-кувшинки опять же. И человечков любили туда вставлять, гринменов на местном жаргоне (про них отдельно запощу). А уж неоготика значительно расширила гербарий. Клевер, мак, гранат, земляника, ежевика, дуб, чертополох, роза, шиповник, подсолнечник, я лопухи любила и крапиву, но больше всех – серебряную иву. Ну, вопчем, смотрите сами на эти вырезанные из дуба одуванчики.

Икону, конечно, это всё никак не заменяет, но сидеть среди них хорошо. Сидишь и думаешь о Царстве. Ну, или об Империи.

Tags: альбион
Subscribe

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • мемуарчик

    Вот любопытно, уже лет семь? больше? прошло, а я помню как сегодня. Может, потому, что совершенно беспричинные, необъяснимые, немотивированные,…

  • Лучшее, что я когда-либо читала о проповеди смирения

    (картинка 18 в. просто так, для отвлечения внимания) Рассказывают про Филоксена из Эрексиды и про сицилийца Гнафона, будто они были такими…

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…