mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Опять о «средневековом» и «академическом»

В комментах на предыдущий постинг – а вполне невинный был постинг, и вдруг так интересно раскрутился – возникли две мысли на порядок нажористее исходной критической ремарки.

Мысль первая.

Кинематограф, вернее, художественные средства этого вида искусства, пережил, как и живопись, своё средневековье. То есть такой период, когда с условностью зрители и художники легко мирились: сделать лучше (менее условно) не позволяла техника. Несовершенство техники, недостаточная близость пятен на киноплёнке к сетчаточному отображению видимого мира (извините, но я выражусь именно так, а не то потом всё равно достанут – а что такое реализм? А что такое натурализм? Что такое иллюзорность? Что такое сходство с натурой?) – так вот, это несовершенство толкало на подвиги на поиски иных выразительных средств. А потом техника стала позволять делать картинки менее условные. И кинематограф вступил в период, который я назову, тоже по аналогии с живописью, академическим. Вот мы в этих новых возможностях сейчас и живём в полный рост.

А теперь продолжим аналогию. Академическая живопись достигла в последней трети XIX в. своего потолка «иллюзорности» («реализма», «натурализма», «сходства с натурой» - ну, понятно, о чём я, да?) – и сразу вслед за этим  наступил кризис, и усталость, и вопрос «а зачем?», и мощный откат от с таким трудом достигнутого потолка. Вопрос - а в нашем "академическом" кинематографе не настало ли время для такого же отката?

Эта мысль, как легко догадаться, родилась от сравнения русского Средневековья кистей Эйзенштейна с русским Средневековьем кистей Досталя.

И вторая мысль.

А возможна ли вообще, в принципе такая вещь, как хорошее кино о Средневековье (или о ещё более древних временах)?  Имеется в виду такое, из которого можно было бы получить представление об этих изображаемых временах, превышающее уровень озвученного и задвигавшегося школьного учебника?  И именно об изображенном времени, а не о, скажем, советской имперской идеологии 40-х годов или о нравах и образе мыслей московской интеллигенции 60-х годов?

На всякий случай – на первый вопрос я не знаю ответа, а на второй – думаю, что нет. Уж во всяком случае, на языке «академического кинематографа» – вряд ли получится.

Tags: сложное о ремесле, шевелющие мужчины на белой простыне
Subscribe

  • а вы любите Золя?

    Благодаря невероятно сговорчивой (накануне опять-закрытия) антикварной лавочнице третий день играюв Жервезу. Слово - классику.…

  • палимпсесты

    Льняные салфетки прошлого, иногда очень сильно прошлого века, которые в неограниченных количествах приносятся с Блошки, имеют в моем хозяйстве…

  • Курбиново - 2

    ...и ещё отдельно тряпочек и орнаментов для народного просвещения.. Вот эта…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • а вы любите Золя?

    Благодаря невероятно сговорчивой (накануне опять-закрытия) антикварной лавочнице третий день играюв Жервезу. Слово - классику.…

  • палимпсесты

    Льняные салфетки прошлого, иногда очень сильно прошлого века, которые в неограниченных количествах приносятся с Блошки, имеют в моем хозяйстве…

  • Курбиново - 2

    ...и ещё отдельно тряпочек и орнаментов для народного просвещения.. Вот эта…