mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

немножко Джотто из Падуи

У френдессы давеча заговорили о Джотто, дай-ка запощу у себя мысль с картинками для наглядности.

 По Джотто проходит водораздел – на нём христианская живопись Запада размежевалась с греками.

И прежде всего в композиции. Смотрим, как поступил Джотто с традиционными византийскими схемами праздников и других евангельских сцен (я сначала хотела пустить в пандан к каждой традиционную византийскую икону, а потом раздумала - чай, неграмотные тут у меня не ходят, сами вспомнят).

У греков композиционный центр любого сюжета совпадает со смысловым.  А у Джотто?




Тайная Вечеря - Христа не сразу и найдёшь. Во втором ряду сбоку, почти в профиль. Рядовой застольщик.




Брак в Кане - святые затерялись среди гостей, через одного. Главная тут - невеста, затем обращаешь внимание на брюхо архитриклина и прислугу на переднем плане, а уж потом дело доходит до Христа и Богородицы. Балкончик ещё этот сюрреалистически пустой сверху присобачен - для кого?




Тут и вовсе середина клейма - пустая, зато по бокам недостало места ни для пастырской попы, ни для скотины и повитухи, даже Богородица и Младенец едва поместились.



Опять - по центру композиции "очередь на поклонение", включая караван.




И снова на переднем плане - пОпы второстепенных персонажей, а  в центре - неизвестный, у которого вид дирижёра всей мизансцены.




Неизвестный мясник выглядит главным героем. Всё действие раскручивается вокруг него, начинаешь себя спрашивать - нет ли какого специального апокрифа про этого участника известной акции?




А здесь Христос-подросток хотя и в центре, но зато практически все персонажи поместились ниже середины клейма, предоставив скучной и приблизительной архитектурной декорации больше половины пространства картинки.




То же самое - всё существенное поместилось на нижней половинке клейма. Только десница Господня белеет одинокой чайкой в здоровенном синем лоскуте неба.




Здесь, правда, ангел небушко слегка заполнил. Зато весь центр - пустой, персонажей отбросило по бокам клейма.

И так далее.
То есть понятно, конечно, что хотел сделать, "как в жизни". Вроде документальных фот. Но для этого ему не хватает умения рисовать в академической манере. Подход к форме и пространству ещё средневековый, а средневекового бесстрашия и прямоты в композиции уже нет, уже стыдится он этой древней невинности. Вот и получается то, что мы видим.

А вообще, надо сказать, капеллу Скровеньи надо обязательно видеть не по кусочкам на репродукциях, а в натуре. Как декоративный ансамбль это очень и очень красиво, на мой вкус - лучше Ассизи и Флоренции. Шедевр, вопчем. Прощаешь и эти "кинокадры", и ужасный рисунок, и безобразные личики.





Tags: малая третьяковка, скрипка и фортопьян, сложное о ремесле
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →