mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

разумные девы с синдромом Дауна, или китаянки с гайморитом

В комментах на вчерашнюю запись мне задали очень хорошенький вопрос, приподняв тему, на которую мне уже давно хотелось запостить картинок с мыслями.



Вопрос был:

"То, что в представляемой Вами средневековой скульптуре (особенно на девах разумных и не очень) мне регулярно сидром дауна мерещится - это обусловленный нынешними реалиями взгляд или мы чего-то не знаем о том обществе? ))
или это какой-то тогдашний германский тип лиц?...
Мастерство налицо (сейчас и так многие не могут), характеры видны, видно, что это личности - но вот вижу синдромщиков. имхо не может здоровый чел, и тем более для таких ответственных сюжетов/заказов, выбирать _не_норму. "

Вопрос знакомый - несмотря на то, что здесь, в Европе, меня гораздо чаще спрашивают о другом. Стесняясь, конечно, но спрашивают, очень им хочется знать - болели ли все русские мужчины и женщины подряд в  XV - XVI вв. базедовой болезнью? Не может быть, чтобы такие вот раздутые шеи - случайность. Художники ведь уже прекрасно умели рисовать, уже Рублёв был, Дионисий - не могли же они не замечать, что это некрасиво, неприятно - значит, все люди просто именно такими и были?




Комментатору я ответила совершенно то же самое, что всегда отвечала на вопрос о русских иконах, только заменив русских на немцев:

- Поскольку фотографий немцев в трёх поворотах от XIV - XV вв. у нас не имеется, то судить мы можем только по памятникам. Вернее, чтобы понять, в чём фишка, нужно вообще посмотреть МНОГО памятников доакадемических времён, по всем странам и регионам.
И тогда становится понятно, что антропологические особенности, типаж, свойственный такой-то школе, происходит от ремесленного приёма, от некоего архаического "точка-точка-запятая", постепенно стремившегося ко всё большему сходству с видимым миром (конечно, прежде всего с национальным типом). Те искажения, которые были связаны с ремесленным приёмом (в каждой школе - свои), просто не замечались художниками и зрителями и передавались в процессе обучения ремеслу от мастера к ученику. Это была как бы общая оптика, одни и те же очки.
Отсюда - дауны, базедова болезнь, глаза-щелки, орлиные носы, тяжеленные носогубные складки - в каждой области было что-то своё неприятное для свежего зрителя, но вполне привычное и незаметное для "своих". Постепенно, очень медленно, оно выправлялось, приходя к "нормальному, ничем не больному", хотя тоже опознаваемому, национальному типажу.

И добавлю хотя бы несколько примеров.
Вот, например, неужели все младенцы в Вестфалии в XV страдали от рахита, а женщины - от гипертрофии верхних конечностей?





А мужчины там же и тогда же - от алкоголизма ?
(обе картинки  -  свежепривезенные мною из Гамбурга, я их, кстати, именно на этот предмет и сфотографировала)





Так, а здесь? Бонавентура Берлингьери, XIII в., галерея Уффици
Положим, чернущие брови - это всего лишь странность, но седловидный нос у всех персонажей подряд? Неужели все тосканцы в это время страдали от недолеченного сифилиса?




А эта Мадонна Уголино ди Нерио начала XIV в.?
Неужели все сиенцы имели кожу вот такого зеленоватого оттенка, китайские глазки и тяжёлый гайморит или синузит?





И, наконец, чтобы предупредить возражения посредством ссылок на классическое и на эллинистическое искусство, где все были здоровы и имели нормальные европеоидные черты лица.
Ну да, к моменту Боговоплощения там действительно все были здоровы и красивы. Но если вспомнить, какой дорожкой греки пришли к своей классике, то мы обнаружим совершенно то же самое - очень серьёзные и для каждой области свои собственные отклонения от нормальных человеческих пропорций. Наводящие на мысли о неприятных личных качествах, пороках и болезнях этих самых архаических греков.
Вот, пожалуйста - от диагнозов я здесь воздержусь:
Оба куроса - VI в. до н. э., слева - из Лувра, справа - из Мюнхена, ниже - парни из музея Метрополитен, VIII в. до н.э.







Конечно, это не стОлькими картинками следовало бы иллюстрировать.
По-настоящему в тему можно въехать, только погуляв в Европе  по мелким музеям и церквам областного и районного значения, прямо подряд. Становится ясно как день, что "болезни" в каждом районе - свои, и заражались ими художники варварских земель от своих учителей, поколение за поколением.

А выздоравливали - да так же, как и греки выздоровели. Тем же путём. Стремясь ко всё более точному сходству с сетчаточным образом видимого мира.
Апдейт, не смогла пройти мимо - есчо один перл о во всем виноватых больных натурщиках – «Посмотрите на его левую стопу. Это плоскостопие, причем довольно выраженное. Очень часто у изображенных людей, то есть и у натурщиков, видимо, встречаются те или иные искривления стопы. Хорошую обувь изобрели очень недавно.» - это дама про ангела кистей фра Филиппо Липпи.

 Апдейт - более поздний постинг с картинками на ту же тему https://mmekourdukova.livejournal.com/316258.html
Tags: beauté humaine, сложное о ремесле
Subscribe

  • об отношении к образованию

    Наблюдая за (впрочем, оффтопным) разговором френда со случайным прохожим, я поймала себя на том, что удивлена только не знаю, приятно

  • его уличили, и он сознался

    В каментах заговорили о шибболетах , а тут как раз и картинка прелестная на тему попалась в ленте. Текст к ней такой - « В…

  • взгляните на множество других памятников

    Прелестное тут нам сказали на днях – ну, конечно, это возраст, жара, с устатку на автопилоте, с кем не бывает, слова ничего не значат,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • об отношении к образованию

    Наблюдая за (впрочем, оффтопным) разговором френда со случайным прохожим, я поймала себя на том, что удивлена только не знаю, приятно

  • его уличили, и он сознался

    В каментах заговорили о шибболетах , а тут как раз и картинка прелестная на тему попалась в ленте. Текст к ней такой - « В…

  • взгляните на множество других памятников

    Прелестное тут нам сказали на днях – ну, конечно, это возраст, жара, с устатку на автопилоте, с кем не бывает, слова ничего не значат,…