mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Об игре в балду и о рисовании от балды

Когда я была школьницей, была такая игра – один пишет букву, другой приписывает другую справа или слева, потом первый ещё одну, и так по очереди, пока не получится слово. Фишка в том, что вписавший последнюю букву считается проигравшим (у нас он получал титул балды почему-то), и, стало быть, все стараются уступить эту честь партнёру, растягивают слово как могут. Случается, что кто-то не может догадаться, к какому слову его подталкивают. Тут он имеет право спросить, что за слово, и если слово и вправду существует, то лексически небогатый вопрошатель проигрывает. А если противник просто блефовал или не знал, как замышленное им слово правильно пишется, то, значит, он-то на этот раз балда и есть.
 
Была другая игра, ей подобная.

Один рисует загогулину, другой добавляет  к ней свою, первый (или третий) пририсовывает ещё что-то – и так далее, с интенцией создать некий образ некого объекта. В этой игре победителей не было, просто так, для веселья играли, оценивая поощрительными или презрительными междометиями ловкость рук и борзость воображения участников. Конечно, бывало и обидно, когда сосед, перенявший так забавно замышленную тобой картинку, её портил, сводил к чему-то другому, более тупому. Бывали и нечаянные радости, когда кто-то находил изящный выход из вроде бы безнадежной почеркушки. Но иногда кто-то признавался в неспособности продолжить рисунок, и тогда автор предыдущей, только что сделанной, закорюки был обязан прояснить свой замысел. Если замысел был хитёр и блестящ, то автор покрывал себя славой, а если закорюка была блефом с намерением посадить следующего по очереди рисовальщика в лужу, и никакого приличного образа никакого объекта автор закорюки не мог предложить – то, стало быть, позором он себя покрывал.
 
Я хочу сказать, рисуем мы всегда не руками, а головой (я, конечно, о фигуративе, как всегда, говорю).
Даже в этой игре, где замысел с самого начала никому не ясен, каждый из участников, получив в своё распоряжение очередной этап создания шедевра, уже выстраивает некую – пусть недальнюю – концепцию. Правда, оценивает эту концепцию уже сосед, но тем занятнее. Операция оценки миметической удачи - ядро всякого рисования,  она присутствует даже там, где нарочно, программно хотят от неё избавиться.
Эта игра - несколько гротескная модель всякого рисования вообще. Только в нормальном, не игровом, случае голова, оценивающая работу руки, и сама эта рука принадлежат одному и тому же лицу. Черканул – оценил, мазнул – оценил. Похоже? На что похоже? Ну, на хоть что-нибудь похоже? Или, на продвинутом этапе, - похоже ли на то, на что я хочу, чтобы было похоже?
А профессионалы просто лучше знают, на что именно должно быть похоже. А гении отличаются от просто профессионалов тем, что у них вот это, на что картинка должна быть похожа – совсем-совсем новое и очень-очень важное.
Tags: сложное о ремесле
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments