mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

ACADEMIA. Ольга Попова.

ACADEMIA. Ольга Попова. "Византийское искусство. Образы и стиль". 1-я лекция

Видео программы из цикла "ACADEMIA". Лекция доктора искусствоведения Ольги Поповой посвящена анализу важнейших типов византийского художественного образа, соответствующих разным сторонам византийского религиозного сознания. Призванное выразить христианское миросозерцание, византийское искусство должно было преобразовать наследие античной классики, составлявшее его основу. Перед мастерами стояла сложная задача: как сообщить образу наибольшую одухотворенность, не отказываясь при этом от классического художественного языка.


В который раз наткнувшись в ленте на ссылку, послушала-таки Ольгу Сигизмундовну.
Даже не смешно.

Доктор искусствоведения, крупнейший у нас специалист по Византии считается. И вот она берётся обобщить свои обширные знания и рассказать кратко и доходчиво об ОСОБЕННОСТЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА византийского искусства. Повторю ещё раз, если кто не понял: доктор в начале лекции обещает нам именно вот эти особенности, а не что-то другое.

Меня хватило на полторы лекции, хотя ясно всё сделалось уже через двадцать минут. По заявленной теме, в промежутках между бросками в
византийскую историю, византийский менталитет, византийскую философию, святоотеческое богословие и основы аскетического мировоззрения, доктор сообщает нам сведения трёх родов:
- либо ложные (как, например, плоскостность, якобы свойственная византийской живописи. Цитата, одна из многих перлов: «каждая вертикаль служит для распластывания формы» - это о складках на мозаиках Равенны. Или утверждение об освещённости формы светом изнутри – тут уж я ржунимагу, извините за ещё одно цитато, о лике Богородицы, сразу после пассажа об ассисте, таком нетварном свете в виде золотых лучей: «Где здесь свет? Никаких отдельных лучей нет! А между тем лицо сияет. А это потому, что здесь свет вошёл внутрь и осветил эту фигуру изнутри»),
- либо факультативные, выдаваемые за всеобщие и полные символического значения (как, например, о золотых фонах и ассисте только на особо святых персонажах – последнее, впрочем, не столько факультативное, сколько ложное),
- либо истинные и не факультативные, но вовсе не являющиеся особенностями художественного языка византийского искусства, а справедливые для гораздо более широких стилистических групп, начиная от академизма и кончая стилистикой американских анимаций.
Это называется  –  двойка, тема сочинения не раскрыта. Совсем, никак не раскрыта.

А ещё мне понравились ответы доктора на вопросы студентов. Не совсем только уловила, хотели ли вопрошавшие Сигизмундовну нарочно срезать, или же это у них были песни невинности, а срезать получилось само собой.

Один спросил, каких ещё цветов бывали фоны в византийском искусстве. И тётя, только что минут десять сряду вставлявшая юношеству про «золото, только золото! В крайнем случае – белый фон!» рассказала, что фоны бывали также и красными, и зелёными, и тёмно-зелёными, и жёлтыми, и синими, и тёмно-синими. То есть запомните, дети, - есть у византийского искусства такая общая, всеобъемлющая и всепокрывающая особенность – золотой фон, но только эта особенность не всегда ему свойственна.

Другая спросила, как сказалось на византийской стилистике падение Константинополя. В ответ тётя рассказала о том, как изменилась стилистика как и куда эмигрировали художники, какие возникли новые школы и на закуску отмочила следующее (цитата): «Это всё – не византийское искусство. Это подражание византийскому искусству. Нет империи – нет искусства».

Нецыи ещё удивляются, как же так, ах, откуда у молодёжи разжижение мозгов отсутствие культуры мышления. На себя посмотрите, академики старого закала. Кстати, если империи (СССР в данном случае) нет, то как обстоят дела с имперской наукой, искусствоведением в частности? Ольга Сигизмундовна есть, а науки имперской нет, или О.С. является-таки представителем имперской науки, или науки и тогда уже не было, или как?

Я, кстати, считаю ответственными за весь этот бред Трубецкого-Успенского-Флоренского. То есть не столько Ольгу Сигизмундовну, сколько их. По-моему, в наше время нормальный, не зомбированный заранее человек, даже глупый, даже не очень грамотный, не способен собственными силами прийти к изложенным О. С. выводам об особенностях художественного языка византийского искусства.
Tags: азиаты мы, искусствоведы, коня на скаку остановит, лечебница шарантон, ремесло
Subscribe

  • об отношении к образованию

    Наблюдая за (впрочем, оффтопным) разговором френда со случайным прохожим, я поймала себя на том, что удивлена только не знаю, приятно

  • его уличили, и он сознался

    В каментах заговорили о шибболетах , а тут как раз и картинка прелестная на тему попалась в ленте. Текст к ней такой - « В…

  • взгляните на множество других памятников

    Прелестное тут нам сказали на днях – ну, конечно, это возраст, жара, с устатку на автопилоте, с кем не бывает, слова ничего не значат,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 200 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • об отношении к образованию

    Наблюдая за (впрочем, оффтопным) разговором френда со случайным прохожим, я поймала себя на том, что удивлена только не знаю, приятно

  • его уличили, и он сознался

    В каментах заговорили о шибболетах , а тут как раз и картинка прелестная на тему попалась в ленте. Текст к ней такой - « В…

  • взгляните на множество других памятников

    Прелестное тут нам сказали на днях – ну, конечно, это возраст, жара, с устатку на автопилоте, с кем не бывает, слова ничего не значат,…