mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

перепись в Вифлееме: много лиц

Нажористый и плодотворный сюжет о связи комплекса типаж + характер + выражение лица с ремесленным приёмом, имевший место на той неделе http://mmekourdukova.livejournal.com/193638.html, мне захотелось подкрепить ещё и такой инфой, всплывшей в связи с появлением у френда нескольких фотографий с «Вифлеемской переписи» Брейгеля, 1556.



Фотографии эти можно сходить посмотреть прямо там http://pavel-otdelnov.livejournal.com/160394.html , а сюда я повешу только одну, но зато удивительную  картинку.  Из каталога умопомрачительной выставки «Фирма Брейгель», что была у нас в 2002 году (каталог, кстати,  сам отец диакон и переводил).

Выставка вся состояла из версий и копий брейгелевских шедевров, выполненных либо ещё при жизни художника, либо в ближайшие десятилетия. Иногда при помощи, хе-хе, прорисей, самых настоящих (некоторые из них сохранились и там же, на выставке, были представлены). Зачем же маяться, самим рисовать, когда всё уже так хорошо нарисовано.

На один брейгелевский оригинал приходилось иногда по десять-двадцать повторений, самого разного (но никогда не совсем уж дурного) качества, и несказанным удовольствием для меня, учительницы, было бегать от одного копииста к другому и смотреть, кто лучше спишет, каждый своим устоявшимся почерком.

 



 

Таких сравнительных табличек фрагментов разных копий, собранных со всего мира, в каталоге не один десяток. И, хотя это уже конец XVI в. – средневековое наследие ещё лезет из всех щелей. Вот здесь со сказочной наглядностью видно, как идёт перетягивание одеяла между рождающимся академическим подходом и изживающим себя средневековым.  Десять картинок, демонстрирующих  не десять разных женщин, а прежде всего десять индивидуальных манерочек, определяемых согласно таким, например, позициям:

- основной тон (вот то, что иконописцы называют вкусным словом «санкирь») – больше охры жёлтой или охры красной? Светлый или тёмный? Густо или жидко положенный?

- свет – штриховкой наложен или затиранием? Перекрывает «санкирь» на 90%, или на 60%, или на 30%? Является просто разбелом «санкири» или совсем иной красочной смесью?

- подрумянка – есть или нет? Лессировкой положена или корпусно? Куда именно положена – на скулы или на собственно щёки?

- рот «подрумянен» отдельной технической операцией вроде наложения губной помады, или так оставлен? Обе губы той же помадой крашены, или верхняя более тёмной? Граница между губами в виде линии, или за счёт разницы тона? Уголки рта акцентированы или нет?

- тень под носом – две ноздри видать или одну (это при том, что голова везде в одном и том же повороте!)? Кончик носа круглый или крючковатый? Ноздря – круглая или уголочком книзу?

- брови – контрастные или нет? Одним тоном пишутся по всей длине, или с более тёмным акцентом? Есть под ними высветление или нету его?

 И так далее, можно продолжить список.

Надеюсь, все уже догадались, что «внутри» одной картины, каждой из десятка копий, все персонажи без исключения написаны теми же приёмами, которыми написано соответствующее, здесь в табличке представленное, лицо Марии. Что ни копия – то свой особенный букет приёмов, «почерк».

И, соответственно, все персонажи между собой «родня» - у всех как минимум сходный с Марией типаж. А  часто также и сходная с Марией психологическая характеристика, и сходное с Марииным настроение. То есть, конечно, поймите меня правильно – я не о Богородице Самой, я о персонаже картины.

Стиль здесь, хочу сказать, ещё почти равен ремесленному приёму. Радуйтесь вот, наблюдайте на здоровье, скоро, совсем скоро это кончится. В России, правда, не так скоро, но тоже кончится.

Tags: сложное о ремесле
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments