mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Святое Семейство - иконографические ломки и страдания

Покажу предварительный рисунок с. Матеуши к заказной иконе, прямо на доске.





Сюжет в РКЦ популярный, а в Восточной Церкви нет.
Почему у нас непопулярный - см. там ниже догадки на этот счёт, цитату из меня же.
А ещё вывешиваю наиболее расхожие варианты иконографии этого сюжета, то есть то, что с. Матеуша смотрела, из какой сокровищницы ей пришлось выбирать, обдумывая свою композицию. На художественное качество мы здесь внимания не обращаем, это отдельная песня, смотрим только на иконографическую схему.

1. Это досочка кистей моего совсем недавнего сподвижника диакона Жака Биэна (картинка плохая, но ничего не поделаешь, у него там все права резервЭ, так что вешаю, какая есть).
Не долго думая, склеил вместе обычное "Умиление" и от балды нарисованного в "византийском" же стиле св. Иосифа.







2. Эта - одно из самых ходячих иконографических решений, не знаю, чьих кистей, но вот такая идиллия.





3. Эта - прошлого века, украинских писем. И Отца не забыли.




4. Это кто-то вспомнил, что хорошо бы Христу обеспечить доминирующую позицию.
Обеспечил.




5. Ну и это заодно уж.
Откуда ноги растут у такой иконографии и такой стилистики, всем ясно, да?




А вот и цитата.
С. Матеуша, разумеется, тоже знакома с этими мыслями.

"...И последний пример – сюжет «Святое семейство», никогда никакими соборами не запрещённый, но никогда не пересекший границу с Запада на Восток. Вернее, в восточной иконографии он существует (под именем «Трудолюбия Иосифа»), но является второстепенным и малоупотребительным, чисто дидактическим. Члены Семейства изображаются за работой, а не в предстоянии зрителю, и литургическая роль этой иконы нулевая. Обычная её функция - служить этаким штандартом, образом-покровителем столярных мастерских. В том же повествовательно-дидактическом плане бытовал этот сюжет и на Западе в течение столетий, но в середине ХХ века, в связи с модой на «византийскую» икону, его ревизовали и предложили в якобы иконном варианте, грубо склеив вместе фигуру Иосифа Обручника и обычную Одигитрию или Елеусу. Получилось нечто совершенно невыносимое для здорового церковного сознания. А, казалось бы, придраться не к чему: Иосиф по закону был мужем Марии, и рядышком они стоять могли, и руку свою он вполне мог положить на Её плечо или даже на талию – почему же нас возмущает этот образ?

Да потому, что в богородичных иконах Церковь привыкла созерцать тайну Боговоплощения, «странного чуда и преславнаго», к которому Иосиф не имеет ни малейшего отношения. Слепив вместе его изображение с символической фигурой первостепенной догматической важности, западноевропейские иконоимитаторы уже препятствуют сосредоточению зрителя на великой тайне Божией: парадоксальным образом «самое главное» для нашего сознания больше, чем «самое главное и ещё нечто впридачу». «Мария есть Матерь Божия» - это больше, чем «Мария, Матерь Божия, является законной супругой праведного Иосифа». Но и это можно было бы стерпеть, если бы на литературно-нарративном уровне сюжет не противоречил бы символическому, то есть если бы Превысшая не токмо человек, но и Ангел Матерь и Божественный Младенец доминировали бы явно и бесспорно над «всего лишь» праведным Иосифом. Но в непосредственном созерцании нам дано другое: изображение обычной, образцовой семьи, где естественно доминирует муж, жена играет второстепенную роль, а малолетнее дитя и вовсе воспринимается как нечто малопроявленное и бессловесное. К довершению нелепости иногда все трое ещё и улыбаются во весь рот, в лучших традициях буржуазного этикета, у нас-де всё о’кей... Какое там о’кей – когда в семье муж намного старше жены, супружеские отношения никогда не имели места, единственный сын рождён не от законного супруга матери и казнён в цветущем возрасте – похоже это на буржуазное счастье?! Вот это соединение несоединимого, обессмысливающее одновременно и высокое богословское содержание, и притянутый к нему за уши слащаво-приземлённый аспект сюжета, и вызывает резкое неприятие."

Ну, вопчем, сестра Матеуша сделала, что могла.
Заказчику она попыталась вставить мозги на словах, насколько получилось, и нарисовала так, как сочла возможным для своей художественной и религиозной совести. Я вполне благословила её вариант. Запретить западным братьям тиражировать этот сюжет я не могу, да и никто не может - слишком уж он был популярен в последние полтысячи лет. Но поправить кое-что вполне в наших силах.
Tags: diplome, ремесло, фканоне, школа
Subscribe

  • картинки не могу забрать оттуда сюда, так что здесь будет без картинок

    Биеннале христоцентричного искусства почему-то понравилась мне несколько больше, чем прежде виденные проЭкты Гора Чахала, Ирины Языковой и…

  • для чайников - от профи

    В каментах к посту про иконы о. Алексея Трунина целых два френда обратили внимание на то, что в видеоинтервью он вроде бы говорит за искусство…

  • по-взрослому

    Вследствие одной веточки каментов, на которую даже лень давать ссылку, настолько там все просто - Не стану даже спрашивать, видно ли вам, чьи…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • картинки не могу забрать оттуда сюда, так что здесь будет без картинок

    Биеннале христоцентричного искусства почему-то понравилась мне несколько больше, чем прежде виденные проЭкты Гора Чахала, Ирины Языковой и…

  • для чайников - от профи

    В каментах к посту про иконы о. Алексея Трунина целых два френда обратили внимание на то, что в видеоинтервью он вроде бы говорит за искусство…

  • по-взрослому

    Вследствие одной веточки каментов, на которую даже лень давать ссылку, настолько там все просто - Не стану даже спрашивать, видно ли вам, чьи…