Детское дошкольное учреждение в том посёлке, где я родилась, было типичным концлагерем дневного пребывания. К счастью, я там нечасто пребывала, месяцами живя у бабушки на югах – но и того, что мне досталось, тоже было довольно. Мемуарный отрывок относится к трёх-четырёхлетнему примерно возрасту – позже мы переехали, и меня там сдали в более приличный сад, а тут дело происходило ещё в первом, поселковом.
Запомнилось мне одно идеологическое занятие, которое с нами там проводили. На тему православной аскезы силы воли, с использованием патерикового рассказа стихотворения Агнии Барто, вот где моряк на пионерском сборе выступает:
«Он во льдах на ледоколе
Оставался зимовать.
Он сказал, что силу воли
Надо с детства развивать»
(кто забыл, может вновь приникнуть к источнику: http://barto.gatchina3000.ru/sila_voli.htm) .
И, само собой, истолкование прилагалось. Хорошо бы и вам, дети мои, купив ириску, решить её не есть – и действительно не есть. Или решить молчать – и молчать. А то вот некоторые то и дело по нужде просятся, нет чтобы всем дружно от оправки до оправки... (штука в том, что при оправке этой самой нам всё ещё требовался надзор, найти свой горшок с картинкой не все умели, и что с ним дальше делать, тоже не все соображали, персоналу это хлопотно было, каждого сопровождать).
Стишок про моряка во льдахна-ледоколе (слово-то какое, а!) пронзил наши детские сердца. И с этого часа проситься по нужде стало просто неприличным. Все гордо не просились, и только иногда хвастались товарищам: – а я вот уже давным-давно хочу, а не прошусь (на что обычно отвечали: а я вообще с самого утра хочу и не прошусь)! Воспитке тоже хвастались: – Марьиванна, а правда, я силовольный? Я ещё на тихом часе захотел, а до сих пор не попросился!
Марьиванна ОДОБРЯЛА.
Наши экслюзивные аскетические опыты, однако, кончились довольно скоро. Просто случаи самопроизвольного облегчения нужды малой и великой резко участились, родители удивились, ребёнки похвастались подвигами (я тоже своим похвасталась) – и воспитке было сделано внушение. Свернула она эту форму нашей аскезы, не помню уж, в каких выражениях свернула – но мода эта прошла.
Это я к тому, что на наши неофитские восторги и ревность не по разуму нашлась тогда контролирующая инстанция. Которой показалось, что целью воспиткиной агитации было не развитие у нас силы воли, а просто нежелание бегать с горшками.
А потом, позже-то, всякое бывало. И мои неофитские восторги, и чьё-то нежелание бегать с горшками. Но контролирующей инстанции уже не было.