?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часто слышишь положительное мнение о произведении сакрального искусства, основанное на положительной оценке его материала (хороший материал = дорогой и качественный) и его текстуры (хорошая текстура = максимально выявляющая свойства материала, показывающая материал лицом).
Ну, конечно, про светское искусство это вообще сплошь и рядом слышишь, но это меня меньше волнует, какие там у него задачи, у светского-то. Пусть их что хотят, то и делают, там закон не писан.
А у сакрального христианского искусства задачи вроде бы всем христианам должны быть понятны. Ан нет. Спросят у меня мнение о таком-то или таком-то, я выскажу мнение хульное, а мне в ответ с обидой - да как вы можете, да что вы себе позволяете! Там же такая игра цвета, так дивно подобраны камушки (ниточки, верёвочки, деревяшечки, патинированные бронзочки, майолики-шамотики, стёклышки и т.д.), такая радость глазу, такой простор для медитации.
Вот, например:






2. Это, как и №№1 и 3 - знаменитый отец Марко Рупник.


Добавила апдейтом картинку отсюда http://ru-travel.livejournal.com/25879512.html

и ещё http://sibeaster.livejournal.com/232381.html#t1772221 , много!




3


4
Жаль, тут не видно, фото не моё, но этот коврик многометровый из Антоньевского англоязычного прихода РКЦ здесь у нас в Брюсселе - очень хорош по текстуре, надо как-нибудь нарочно съездить запечатлеть эту шерстяную оргию. Стоимость коврика (единственного украшения храма), со слов настоятеля, превосходит стоимость самой постройки.




5. А это уже не католики какие-нибудь.
Это Малдон, автора не знаю.




6. И это не католики. Это, напротив, дар от православных - католикам (https://picasaweb.google.com/102503858453155075079/6002?authuser=0&feat=embedwebsite&gsessionid=x7VQkHIJ2jw703BJRFIHng#5686153555508608818)



А я сегодня увидела здесь http://marinni.livejournal.com/786235.html#cutid1 ряд совсем других картиночек, выношу сюда некоторые. Картиночки, конечно, другие, но свойства художественных произведений те же:
материал дорогой и качественный, текстура богатая и разнообразная, свойства материала выявлены прекрасно.
Вместе с тем художественный образ как целое, с точки зрения целого полка комментаторов, оставляет желать. Комментаторам категорически не нравится, как креативщик "подал" этих немолодых, некрасивых, ожиревших, поблекших тёток. Комментаторам кажется, что они, тётки-то, ещё более обезображены при посредстве такого качественного материала и такой богатой, разнообразной текстуры.


7.



8.




9.




10.




Ладно, всего вывешивать не буду, мысль понятна, да?
Спрашивается, почему совершенно светские комментаторы, непрофессионалы, первые встречные, глас народа, так сказать - почему они так хорошо умеют отличать мух от котлет художественный образ в его полноте -  от некоторых особенностей художественного языка? И считают, что первое (образ)  важнее второго? И даже сохраняют некие здравые представления о человеческой красоте и достоинстве?  И уверены, что художник не должен ноги вытирать об человека, даже если при этом эстетика материала выявляется во всей своей красе?

И ещё спрашивается, куда все эти здравые инстинкты деваются
у нас, христиан восточных и западных, как только заходит речь об оценке сакрального образа ?

Comments

( 102 комментария — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
bizantinum
9 янв, 2012 16:24 (UTC)
На самом деле, очень красиво и я действительно местами наслаждался, НО...
Но я вообразил это, где-нибудь на стене ванной комнаты и без привязки к "сакральному искусству". Т.е., если эти "текстуры" и "поверхности" извлечь из изображения, претендующего на икону, то всё будет уместно и прекрасно.
mmekourdukova
9 янв, 2012 16:31 (UTC)
кое-что о ванной комнате
Помните этот постинг http://mmekourdukova.livejournal.com/203552.html?

Про полы, по которым ногами ходили и куда плевали? Наши далёкие предки даже и там, на полу триклиниума, не позволяли себе такой свистопляски и подчиняли материал и текстуру - образу.

Если уж занимаешься фигуративом, а не цветомузыкой, то не забывай етого, нет?
(без темы) - fly_in_fish - 9 янв, 2012 16:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 9 янв, 2012 16:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 17:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fly_in_fish - 9 янв, 2012 17:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 17:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fly_in_fish - 9 янв, 2012 17:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 18:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fly_in_fish - 10 янв, 2012 08:20 (UTC) - Развернуть
nantik7
9 янв, 2012 16:28 (UTC)
Да. Это касается и оценки художественного языка литературы. "Такой богатый язык: аллюзии, иносказания, символика". А зачем, спрашивается? Если человеку нечего сказать, если его высказывание бедно и вторично, как его не украшай, конфетку не сделаешь. В случае с поп-звездами змысел автора слишком очевиден: вернуть утраченное (годы, красоту, лёгкость). В наших случаях цель высказывания как будто размывается и подменяется внешним антуражем. Нечего сказть человеку, вот он и рядится.
mmekourdukova
9 янв, 2012 16:35 (UTC)
Мне кажется, что в поп-звёздных костюмах замысел иной: сделать престижно и хламурно, а не поправить старых коров под сильфид. Вот в кинематографе художникам по костюму это удаётся очень даже неплохо, особенно в историческом кино.

А про язык и задачи литературы - да, конечно! Богатый язык нынче пошёл.
(без темы) - nantik7 - 9 янв, 2012 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 16:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nantik7 - 9 янв, 2012 17:07 (UTC) - Развернуть
без секаса - mmekourdukova - 9 янв, 2012 17:16 (UTC) - Развернуть
silberfischka
9 янв, 2012 16:36 (UTC)
Видимо, считается, что сама по себе сакральность в комплекте с высококачественными материалами ни в чём другом не нуждается. Какбэ хватит.
mmekourdukova
9 янв, 2012 16:40 (UTC)
Да, это такое оригинальное богословие. Бог воплощается в смальту, глазурь, эмали и шерстяные узелки, минуя стадию вочеловечения.
(без темы) - silberfischka - 9 янв, 2012 20:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 20:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silberfischka - 9 янв, 2012 20:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 20:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silberfischka - 9 янв, 2012 21:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 10 янв, 2012 14:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silberfischka - 10 янв, 2012 16:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 10 янв, 2012 17:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silberfischka - 10 янв, 2012 19:13 (UTC) - Развернуть
el_kons
9 янв, 2012 16:59 (UTC)
Да, это впечатляет. Особенно фигуры под нумером 1 и 3. Лица в первом нумере вполне могут иллюстрировать нечто связанное с ядерной войной или кинофильмом "Неуловимые мстители", там где, "мёртвые с косами стояли". Нумер третий - это слегка перекованные серп и молот par Fernand Léger, со времён советского ещё посольства в Париже.
mmekourdukova
9 янв, 2012 17:01 (UTC)
Да отченька Рупник Фернанушке-то Леже в подмётки не годится по части умения рисовать.

Православные-то тоже хороши.
(без темы) - el_kons - 9 янв, 2012 17:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 17:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - el_kons - 9 янв, 2012 17:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - el_kons - 9 янв, 2012 17:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 17:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - el_kons - 9 янв, 2012 18:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - origenic - 9 янв, 2012 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 17:25 (UTC) - Развернуть
fly_in_fish
9 янв, 2012 17:00 (UTC)
полнота образа это что вообще имелось в виду?)) каг-то слишком по-женски намекать на ээээ фактуру долиной
mmekourdukova
9 янв, 2012 17:04 (UTC)
Не валяйте мине здесь ваньку, сильву пле! Полнота образа - это та, которая ближе к плэроме, а не та, которая ближе к ожирению третьей стадии!

На всякий случай - я даже не знаю, кто из них Долина :-)).

(без темы) - katapetasma - 9 янв, 2012 17:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 17:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lameta - 9 янв, 2012 19:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 19:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lameta - 9 янв, 2012 19:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ochenlenivaya - 9 янв, 2012 19:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 19:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ochenlenivaya - 9 янв, 2012 19:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 19:48 (UTC) - Развернуть
renardetraisin
9 янв, 2012 17:08 (UTC)
Я уже как-то даже устала страдать по этому поводу...
Уже нет сил ...
не хватает прежде всего элементарного чувства юмора))), а потом уже такта, вкуса, ума и проч. и проч.
mmekourdukova
9 янв, 2012 17:12 (UTC)
Не, у Владыки-то нашего хватило-таки чувства юмора спихнуть эту подаренную ему эмальку в престижный и хламурный дар браткатоликам. Не знаешь, смеяться или плакать :-))((.

Ну, разве можно уставать страдать :-))?
Тем более если можно высказаться.
(без темы) - renardetraisin - 9 янв, 2012 17:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 17:30 (UTC) - Развернуть
katapetasma
9 янв, 2012 17:17 (UTC)
Два слова:

ХГосподи, помилуй! *ааааааааааа*
mmekourdukova
9 янв, 2012 17:26 (UTC)
Вот так-то.
А кому-то там молиться приходится.
(без темы) - koza_skripa4ka - 9 янв, 2012 18:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 18:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - koza_skripa4ka - 9 янв, 2012 20:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 20:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - jean_damascene - 2 июл, 2012 13:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 2 июл, 2012 15:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - jean_damascene - 2 июл, 2012 15:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 2 июл, 2012 15:35 (UTC) - Развернуть
solnyshko25
9 янв, 2012 18:09 (UTC)
Мне совершенно по-детски жаль Господа и святых. За всеми этими материалами-текстурами и не распознается Богочеловек, теряется духовный ориентир
mmekourdukova
9 янв, 2012 18:51 (UTC)
В каком-то смысле оно затем и делается, чтобы Он не шибко распознавался.
(без темы) - solnyshko25 - 9 янв, 2012 20:44 (UTC) - Развернуть
lameta
9 янв, 2012 19:32 (UTC)
ого, как у Вас мысль прыгнула с многоликой певицы на свою территорию!

в вышеупомянутых произведениях вся цель и была отнюдь не сакральна - вытрепнуться материалами и игрой мысли с ними
mmekourdukova
9 янв, 2012 19:46 (UTC)
Ну, это-то понятно, что костюмы не с сакральной целью шили.

Но комментаторы у Маринни единодушно уверены, что костюм ДОЛЖЕН украшать человека, и в этом его цель. А не в том, чтобы тешить креативщика.

А те, кто судит о священном образе, запросто забывают, какова должна быть цель такого образа, и вполне допускают, что могут быть другие цели.
(без темы) - lameta - 10 янв, 2012 07:00 (UTC) - Развернуть
natabelu
9 янв, 2012 20:35 (UTC)
о господи)))
mmekourdukova
9 янв, 2012 20:40 (UTC)
Мужчины и женщины, то есть женщины и мужчины :-)))?
(без темы) - natabelu - 9 янв, 2012 20:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 20:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - natabelu - 9 янв, 2012 20:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 9 янв, 2012 20:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - natabelu - 9 янв, 2012 20:58 (UTC) - Развернуть
real_grrr
10 янв, 2012 08:47 (UTC)
когда открыл, сначала вздрогнул, как-то резануло. потом разглядывать начал, уговаривая себя, может оно и хорошо, мол? не получилось. и пьющщый апостол, и аквариумы на головах - это потом увидел. а вот сначала увидел лик Иисуса и все, не понравилось. худкомбинат какой-то. первое впечатление самое верное, получается
такое наблюдаю на малой грузинской, так из-за забора церетелиевской избушки в массы его креатив выплескивается, хотя забор метров шесть, еще немцы строили, солидно

а вот первая - она какого размера? с какой дистанции ее смотреть надо?

с тетками, которые там пониже, забавные такие - ну, тут не только креативщик - это у них в голове все сильно набекрень и, похоже, они сами определяют, что носить, а не стилист. на первой (где долина с голым пузом ухмыляеца) прекрасно видно, что голова у нее непропорциональная и, по уму, это надо маскировать, и никто никогда не порекомендует (я надеюсь) вот так причесываться. сама, сама. и костюмчики тоже сама проектирует. талант он во всем талант

вообще, сейчас большое облегчение нашему брату-мущине вышло -дефицит и уравниловка кончились, и по одежке теперь сразу видно, что там в головенке )))

вывод какой - надо вводить инквизицию. и люстрацию. и закупать централизованно.



mmekourdukova
10 янв, 2012 13:53 (UTC)
Да, это верно, ваш брат мужчина обычно по одёжке встречает. И горе тем, кто в молодости не научится одёжкой посылать мессидж не тот, который в моде (рассчитанный на среднего прохожего кобеля), а тот, который рассчитан именно на ТВОЕГО мужчину.

Эти Рупниковы церетелизмы, судя по фотографиям интерьеров (в натуре мне видеть не приходилось), находятся как-то все сплошь в архитектуре модернистской, не традиционно-церковной. Низкие потолки, случайный "функциональный" план. То есть, как там выше уже писали, впечатление бассейно-банное, или ещё на клуб середины прошлого века смахивает.
cukerus
10 янв, 2012 08:55 (UTC)
//как только заходит речь об оценке сакрального образа ?

сакральный образ довлеет над материалом (и сознанием) и оборачивает все минусы в плюсы.
а с Долиной параллель неожиданная, но доходчивая)
mmekourdukova
10 янв, 2012 13:39 (UTC)
Вообще-то в старые добрые времена СПЕРВА смотрели, не шибко ли много минусов, а уж потом, если минусов было не шибко, признавали образ сакральным.
(без темы) - mmekourdukova - 10 янв, 2012 13:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cukerus - 10 янв, 2012 13:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cukerus - 10 янв, 2012 13:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 10 янв, 2012 13:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cukerus - 10 янв, 2012 14:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 10 янв, 2012 14:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cukerus - 10 янв, 2012 14:19 (UTC) - Развернуть
lilitilda
10 янв, 2012 14:38 (UTC)
Почему-то первое, что всплывает из памяти при виде №1, это песенка про то, как "Ленин всех позвал на первомай! И сам Ленин пошел на первомай! А там он взял бревно, взял бревно... И поволок!!!"
mmekourdukova
10 янв, 2012 14:40 (UTC)
Какая-то пьяная песня... Идейная... Почему не знаю?

Это что же, ваша, как её, Долина поёт такое?
(без темы) - lilitilda - 10 янв, 2012 14:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - koza_skripa4ka - 10 янв, 2012 16:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 10 янв, 2012 17:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - koza_skripa4ka - 10 янв, 2012 17:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - real_grrr - 10 янв, 2012 18:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 11 янв, 2012 11:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - real_grrr - 11 янв, 2012 15:20 (UTC) - Развернуть
pedash
11 янв, 2012 06:11 (UTC)
Простите, пожалуйста, что не по теме.
Я в свое время училась, в том числе, по работам Б. А. Рыбакова и В. В. Бычкова, как Вы оцениваете уровень их исследований?
Когда читаю Вас, очень часто приходится гасить в себе внутренний протест от некоторой резкости Ваших суждений, но, с другой стороны, зато в лукавстве и тумане недоговоренностей Вас точно не заподозришь, поэтому простите еще раз за беспокойство, но, и правда, мне важна Ваша точка зрения.
Заранее Вас благодарю!
mmekourdukova
11 янв, 2012 11:18 (UTC)
Обоих читала и читаю с уважением.
Нормальное честное и очень информативное искусствоведение.

Относительно резкости моих суждений - легко заметить, что мишенью их является именно туман псевдодуховности, как бы она себя ни позиционировала: христианской или "вообще".

Умного и ответственного за свои речи учёного, независимо от его вероисповедания, пусть даже и агностика, я никогда не обижу. Тем более что это может обойтись себе дороже :-).
livejournal
1 июл, 2012 08:13 (UTC)
Аркабас
Пользователь worshipandfall сослался на вашу запись в «Аркабас» в контексте: [...] известном авторе, Марко Рупнике, я недавно постила http://mmekourdukova.livejournal.com/209367.html [...]
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 102 комментария — Оставить комментарий )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com