mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Music:

батюшка Серафим и его медведь

Извините, ещё раз о медведе. Все знают, что у меня есть основания относиться к медведям с особой нежностью, особенно по выходе из затвора.



(я взяла тут http://rebrik.livejournal.com/491482.html , а там ссылка на первопубликацию).

Хозяина тайги протащили по всем кочкам. Обстебали, оборжали, запинали в угол и долго прыгали на его тушке и покрикивали – кич! Ату его, кич этот! Тяготение к кичу, однако! (это я, не удержавшись, цитирую одного комментатора, очень уж мне нравится, когда о киче говорят в таких выражениях).

Да уж, нам такое в голову не придёт – пододвинуть чучело мишки к раскрашенному масляными красками гипсовому изваянию святого, мизансценировать по сторонам выразительных бабулек, расправить им юбки пофиглярнее и заснять на стеклянный негатив эту инсталляцию. Мы, с нашим тонким вкусом, высокой культурой, гибким интеллектом и постоянным углубленным помыслом о судьбах священного образа, мы такой кич презираем.  

 

А если задуматься - чем нецерковен ход мыслей  Понетаевских креативщиков?  Сконстролили картинку – из чего сумели, с применением передовой по тем временам техники, но совершенно в духе исконного церковного отношения к образу. Чтобы батюшка Серафим был как живой. Это – главное, и для этого любые ведущие к цели средства хороши. Раскрасим истуканчика масляными красками, придвинем мишку и сами рядом постоим, чтобы замаскировать шитое белыми нитками соседство  гипса и мёртвой шкуры с опилками внутри. Вон, господа ставят у себя в салонах живые картины, и мы поставим (вот ведь никто не вспомнил про живые картины, а была же повальная мода на этот жанр и на тесно с ним связанную постановочную фотографию; это сейчас  оно нам кажется наивным до тошноты, а сто – сто двадцать лет назад этим занимались в самых что ни на есть снобских и артистических кругах: глазки у тогдашних фотозрителей были заточены совсем-совсем иначе, чем у нас).

Хочу сказать, понетаевские матушки действовали

 

а) с любовью к изображаемому святому и с интенцией добиться максимального сходства;

 

б) используя естественные, нормальные, привычные, если хотите, модные для своего времени технические и художественно-выразительные средства.

Мамадарагая, да нам всем, постмодернистам нещасным, надо ежедневно молиться о том, чтобы наше замыленное, запачканное, зашуганное, первертное мышление в образе хоть сколько-нибудь приблизилось к тому нормальному, которое обнаружили вот эти матушки. Нам смешно, а ведь это один из последних в истории русского священного образа памятников непотревоженной нормальности.  Всё церковное искусство взошло на этой закваске, а нам, вишь, смешно. Мы – христиане просвещённые.

 И ещё. В тот момент, когда был сделан этот снимок, они уже родились, родились и подрастали, те философы, которые в середине ХХ века нас просветят: икона – это значок, символ, абстракция, неживоподобие.

А мы, умники, им поверим. Потому что для нас не любить кич важнее, чем любить обоженного человека и Вочеловечившегося Бога.

 

Tags: l'éducation mystique, в мире животных, культур-мультур, махровое, прошлый век, сложное о ремесле, фканоне
Subscribe

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • храм Августа и Ливии

    нырнув в свои архивы за ерундовиной, за осенней обрезкою городских бульваров, вспомнила, что я в своё время так и не показала вам города Вьена,…

  • знакомым почерком

    Вчера, забредя в район, куда уж года четыре не ступала моя нога, видала объявление на церковных дверях. Большими буквами и только на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • храм Августа и Ливии

    нырнув в свои архивы за ерундовиной, за осенней обрезкою городских бульваров, вспомнила, что я в своё время так и не показала вам города Вьена,…

  • знакомым почерком

    Вчера, забредя в район, куда уж года четыре не ступала моя нога, видала объявление на церковных дверях. Большими буквами и только на…