mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

о запоях и кризисах



Феномен, о котором меня потянуло рассказать, известен всем студентам-художникам. За исключением самых тупых. Ну и святых, конечно. А так вообще-то всякий нормальный молодой человек, обучающийся всерьёз своему загадочному ремеслу, переживает время от времени нечто вроде творческого кризиса. Это не просто лень или весеннее обострение, нет. А это когда тебя мутит от того, чему тебя «сверху» обучают. И от тематики мутит, и от стилистики.

Я проходила свои университеты во времена безраздельного господства соцреализма как метода (до чего мне нравится, что соцреализм прозвали методом. Не жанр, не стиль, как у людей, а мээтод). Поэтому настроение моих, и не только моих, «запоев» можно описать примерно так:

- не хочу этих кувшинов и тряпок, не хочу гипсов, ни этих вислозадых и небритых натурщиков обоего пола, ни композиций про комсомольцев и колхозников, ни этюдов с волнующихся нив и блочных новостроек. А хочу нетленки: мифа там или эпоса (с прынцессой, ага), если натюрморта – то «мементо мори» со свечкой и черепушкой, если пейзажа - то каких-нибудь созвучных мне, скажем, достоевских дворов и лестниц, а в натурщики – обуреваемых страстями Манфредов и Каинов хочу.

Ну и стилистически, конечно, не академизма ползучего хотелось, а... вопчем, чего угодно, только не академизма, ибо он ползуч. В наши шестнадцать-двадцать лет мы были как готовые, сложившиеся богословы парижской школы: твёрдо знали, что живоподобие бездуховно академизм ползуч, а больше ничего не знали и не умели. Но хотелось.

Осуществлялся запой посредством исполнения желаний в акварели, масле, темпере и туши чертёжной. Разумеется, школьные задания при этом откладывались на потом, или выполнялись халтурно. Писывала, писывала я этюды городских пейзажей с натуры по четыре штуки зараз, не слезая с общежитской койки. Рисовывала наброски людей с натуры в движении, находя всех тех людей и их движения в собственной голове. Компоновывала комсомольцев и колхозников, бессовестно переодевая в надлежащие костюмы малоголландских пейзан или даже италианских святых с подходящей какой-нибудь репродукции. И все так делывали, у нас с количеством домашних работ строго было. Халтурить для галочки в рамках соцреализма как метода умели все. Не все, конечно, халтурили именно затем, чтобы выкроить из нерезиновых суток часок на нетленку, у студентов бывают и другие радости. Запои по части нетленки были лишь одной из граней (специфической для нашего профиля) общего студенческого  стремления к свободе и бессмертию.

 А некоторые безумцы даже выставляли отдельные , относительно безобидные, нетленки на семестровых «обходах». Кончалось это всегда плохо, снижением оценок по специальности и втыком со стороны наставника. Разумеется, это подливало масла в в костёр наших мечт о том, как в один прекрасный день мы законно освободимся от этих скучных школьных экзерсисов и с головой уйдём в нетленку. Будем двадцать четыре часа в сутки писать то, что нам нравится и так, как нам нравится. Ставить себе великие задачи и искать самых прямых и точных средств их разрешения.

Самое удивительное, что с некоторыми действительно так и произошло. Если не сразу по получении диплома, то потом, осмотревшись и прислушавшись к себе, кое-кто начал писать именно то, что ему нравится и именно так, как нравится. Ну, заказчики, конечно, немного отравляют жизнь, но в основном – вот то самое, предел желаний. Знаешь, чего хочешь, и стараешься попадать  в цель.





И вот я думаю – а как теперь живётся студентам, которые и начинают, и совершают всё своё художественное образование не в сфере «соцреализма как метода», то есть ползучего академизма, а прямо сразу в той самой сфере сюжетной и стилистической нетленки, до которой я, поблуждав и помотавшись по разного рода боковым тропам и тупикам, добралась уже в тридцать с лишним лет? Если они «уже там», то у них, теоретически, не должно быть кризисов, застоев, запоев, искушений, приступов халтурного настроения и вообще чувства, что в школе – рутина-пошлятина-мертвечина, а настоящее начнется «потом»? Или всё-таки это студенческое стремление к свободе и бессмертию в какую сферу не помести, оно всё равно будет исправлять карту звёздного неба искать добра от добра?

Или как?

 

Tags: ремесло
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →