mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

будни и праздники

Вчера постила о праздниках, сегодня опять об то же, извините.


Потому что выловленная во френдленте книга  http://lobgott.livejournal.com/221467.html   поразила меня в самое сердце. Перечитала три раза подряд, как захватывающий исторический роман, переносящий нас... ну, куда-то в незапамятное переносящий. Типа Древнего Египта или империи Инков.  

 

Наши герои – крестьянские дети, ровесники читательской таргет-группы, надо понимать. Васька, Макарка, Лёшка и Зинка – автор кличет их именно так, прибегая к более уважительным формам имён только тогда, когда надо зарифмовать Макара с пожаром и Зину с «согнувши спину». Ходят ли они в школу, Агния Барто нам не сообщает. Читатель знакомится с ними утречком буднего дня в огороде. Александр Дейнека, следуя тексту, заставляет детишек рыть землю босиком, а от себя добавляет младенца голой задницей на земле (конец апреля). Взрослых рядом нет никаких. С родителями юных земледельцев мы вообще так и не познакомимся. Всплывёт мельком только обитающая в избе у Лёшки «тётка Дарья», недовольная тем, что ночная возня четырёх активистов мешает ей спать. Активисты ни у кого не отпрашиваются, не раздобываются на дорожку даже мелкой монеткой. На чьё попечение брошен голозадый зинкин брательник, тоже непонятно.

Дети делают себе праздник. После ночного субботника по пошиву знамени они совершают пеший марш-бросок до станции. Устали, просили подвезти – надо полагать, там было не пять километров, а все двенадцать. Незаконно проникают в товарный вагон, дважды их ловит контроль (а как же, у нас же порядок на железной дороге) и дважды отпускает, узнав о светлых целях паломников. Наконец вожделенная цель достигнута – под самодельным знаменем «красные ребята» дефилируют перед трибуной, кругом турки в халатах, трамваи, китайчата и дирижабли. Но праздник не кончается – пионэры приглашают их к себе в детский дом (родители, заметьте, и здесь не путаются под ногами), угощают булкой и пирогом. С начинкой, надо же. И конфектами (Барто, небось, долго думала, с чем бы их срифмовать, и срифмовала с тарелками разноцветными; я бы на её месте поставила «на тарелках недефектных», тоже ведь роскошь). Мне ужасно понравилось, что чай разливают и разносят детдомовка Таня (не Танька!) и гостья Зинка не сметь называть Зину Зинкой, а сильный пол, стало быть, только принимает стаканы и угощается, очень знакомый стандарт.
Культурная программа тоже предусмотрена – модэли паровозов и мавзолей из глины. Глины беспартийным крестьянским ребятишкам и с собой дадут – пускай, мол, тоже вылепят мавзолей. Назад на станцию детдомовцы везут крестьян в кузове грузовика – знай наших! – и – ротшильды какие –  выправляют им на станции обратные билеты. Апофеоз праздника, золушки едут домой в карете щастья, ах, как они теперь будут рыть свои огороды в надежде через год снова спаломничать в город, надев свои самолучшие красные кушаки и написав на сшитом ночью знамени что-нить подходящее к случаю.

Хочется себя ущипнуть. Моей бабушке в год выхода этой книги в свет было уже шестнадцать, она вполне могла бы читать её своим детям.

 Мне кажется, Агния Барто очень смеялась, когда сочиняла эту нетленку. И с трудом удерживалась от того, чтобы не заставить своих героев ходить на четвереньках и говорить только матом – ну, чтобы по контрасту с этими тусклыми буднями ещё ярче просиял городской рабочий праздник.

Интересно, Дейнека тоже хохотал?

Красивые картинки у него, кстати, ничего не скажешь.

 

Tags: далекое близкое, русские классики
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments