mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

тема глазок раскрыта

Картинки, если кому понадобится, здесь: http://webpadre.livejournal.com/566086.html , а постинг опять  проплачен по заказу френда, на которого ссылка.

Итак, "какая из двух икон Матроны канонична" . Вообще-то, если нас интересуют именно глаза, то вопрос следовало бы задавать в форме «какая из двух иконографий св. Матроны канонична». Потому что вопрос в первом варианте относится не к глазкам слепым-зрячим, а к уникальным произведениям, каждое из которых может оказаться неканоничным (неправильным, по-русски) по целому букету причин, а не только по признаку открытых-закрытых глаз.

Какая же иконография правильная?

Да обе равно. Закрытые глаза изображать правильно – потому что оно так и было. Открытые изображать тоже правильно  – потому что существует богословское мнение, что икона изображает людей преображенных, чьи увечья и болячки исцелены. Мнение это, скажу сразу, не вполне соответствует действительности, поскольку ни лысины, ни седые бороды, ни морщины, ни болезненное истощение аскетов на иконах никогда не «исцелялось» - а не то модели потеряли бы узнаваемость. Даже и язвы гвоздиные на руках и ногах Христа иногда изображались на православном Востоке, не говорю уж про неправославный Запад.

Но, поскольку есть такое мнение, и отчасти оно справедливо – то и с открытыми тоже можно.

Фишка в том, что никакого догматического богословия (нарушил – еретик!) в данном вопросе иконографии нет и близко. Тут действуют более тонкие механизмы культурной привычки и особенностей восприятия. Иконография святого всегда складывалась по тому же принципу, по которому любящие родственники заказывают художнику портрет дорогого покойника - гравюру на граните, ретушированное фото на эмали и т. д. Его хотят видеть и похожим, и максимально улучшенным. И даже в самой дружной семье по поводу «улучшения» непременно случатся разногласия. Кто-то будет считать необходимым пририсовать галстук, другой ответит – да ни за что, пусть будет как при жизни, третий захочет по бокам гирлянды роз, четвёртый попросит замазать морщины хотя бы через одну, и так далее. Все будут примерно одинаково правы, и дело в конце концов решится либо голосованием, либо мнением авторитета, причём авторитет вовсе не обязательно будет человек с наилучшим вкусом. Значит ли это, что каждый из членов дружной или, тем более, не очень дружной семьи отныне обязан иметь перед своим внутренним взором только и именно такой портрет, о котором договорились? Да ни в коем случае, тем более что договорились только об иконографии, то есть о галстуке или о том, чтобы лысину прикрыть, а каким получится изображение, каким на нём сам человек получится, зависит только от художника, и договориться о том нельзя никак, можно только принять или не принять готовую вещь. Портрет может оказаться настолько удачным, что противники галстука примирятся с тем, что оный присутствует на портрете вопреки реальности. А может быть и наоборот – альтернативная группа закажет портрет без галстука другому художнику, а у того выйдет настолько неудачно (в смысле само личико), что заказчики сами, своею волею предпочтут другой, который в галстуке.

Надеюсь, теперь понятно, как решается вопрос о закрытых/открытых глазах св. Матроны в условиях уже довольно широкого выбора как «слепых», так и «глазастых» икон? Каждый просто выбирает себе ту икону/репродукцию, которая ему, по совокупности всех характеристик, наиболее близка и наиболее располагает его к молитве. Если почитатель Матроны вообще в курсе, что такое молитва христианскому святому, он даже и не станет заморачиваться вопросом о каноничности/неканоничности. Он будет просто молиться перед той иконой, или репродукцией, или фотографией, которая его к почитаемой святой действительно возводит. Прочим же изображениям он будет оказывать респект, не беря их ни в сердце, ни в голову, относясь к ним как к символам, значкам.

А если почитатель Матроны хочет, чтоб ему дали правильный талисманчик (поскольку неправильный – он же не сдействует!), то, конечно, вопрос о каноничной иконографии очень важен. Но в этом случае его можно решить простым подкидыванием монетки – орёл в пользу зрячей, решка в пользу слепой, составить о том бумагу и шлёпнуть печать. И разослать повсюду циркуляр, чтобы такие иконы – поснимали, а вот этакие – оставили. И всё бы было стопудово ясно и все талисманы действовали бы.

Одним словом, хорошо, что у нас в Церкви пока так ещё не делают.

 

Tags: beauté humaine, ликбез, ремесло, ценности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments