mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

Аркабас

Давно хотела показать современного неправославного церковного художника, которого уважаю, хотя он и не иконописец.

Аркабас (Жан-Мари Пиро) родился в 1926 г., жил и работал в основном во Франции. И сейчас работает. Его монументальную и станковую живопись, а также скульптуру и витражи можно увидеть во многих храмах Европы и окрестностей.





Названия мне писать везде-везде было лениво, поэтому там, где грамотный человек и так легко прочтёт канонический сюжет, я просто нумеровала картинки.
2


3



4




5



6



7



8



9


10
Женщина, взятая в прелюбодеянии


11
Козел отпущения



12



13




14
Встреча у Золотых ворот



15



16



17
Молитва



18



19



20



21



22



23



24



25



26



Много говорить не буду, в тезисной форме – что нравится и что не нравится.

Не нравится, прежде всего, то, что он не писал икон, хотя в этом печальном факте виноват не столько он, сколько духовные и культурные особенности западного христианства. Прямые прямоличные изображения святых, Христа и Богородицы на Западе очень слабо востребованы, преобладают нарративные и аллегорические сюжеты, поэтому у Аркабаса очень мало работ, номинально соответствующих требованиям к иконе. Некоторые из них приближаются к иконе почти вплотную, но до конца я их принять не могу. И не потому, что художнику чего-то не хватает. Ему всего хватает – и дарования, и школы, и человеческого опыта, и духовного. Но он сам, по своему выбору, идёт всякий раз на какую-то небольшую, но заметную девиацию от главного – ради чисто декоративных соображений, или ради «сверхдолжного символизма» - вот, например, зачем этот крест на ланите Христа из абсиды картезианского монастыря? А затем, что символ же, с символом-то лучше, чем без символа, нет? Или ради модного духовно-нравственного течения – например, Младенцы его Мадонн, писанных в последние десятилетия, страдают ярко выраженным синдромом Дауна. Зачем? А затем, что таковые – самые беззащитные, их надо больше всего и больше всех любить и никогда об этой обязанности христианина не забывать. Вот нам и Мадонна, и напоминалка в одной картинке, лучше же, чем просто так Мадонна, а?

 

Вот это – не нравится. А всё остальное нравится. Особенно если вспомнить, что вся жизнь художника прошла на фоне модернистского, а затем и постмодернистского беснования – сначала вне церковной ограды РКЦ, а затем и внутри.  Что конкурентами его в области религиозного искусства и даже церковных заказов были такие монстры, как Матисс, Дали, Шагал, Энсор, Нольде, Руо и прочие. А он не заразился повальной чумой, не поволок в храм стилистику, выработанную для изображения ада и его насельников.

Избежал он и другого соблазна – слатенькой, дешёвой и простоплётной стилизации под исторический примитив. Эта струя пошла на Западе начиная с последней трети прошлого века. Об одном известном авторе, Марко Рупнике, я недавно постила http://mmekourdukova.livejournal.com/209367.html . Возникла такая дурашливо-наивничающая, где-то хипповатая, струя, вне всякого сомнения, как реакция на жёсткое, горькое, нарочитое, шокирующее безобразие и чернуху, модные в предшествующий период. (Правмир православный мир эта струя тоже не миновала, крупнейший представитель, конечно, Елена Черкасова, вот тут о её живописи был хороший постинг http://mmekourdukova.livejournal.com/148423.html с ещё лучшими комментами).

И ещё Аркабас не продал душу ни нефигуративу, ни концептуальному искусству. А ведь это всё было и есть рядом, вот только руку протяни – и будешь весь в заказах и в пиаре, и ничего это тебе не будет стоить, ни голове твоей, ни сердцу. А он не стал.

И ещё мне нравится, что у него люди по большей части - нормальные, что нынче большая редкость в христианском искусстве и Запада, и Востока.
Красивые, здоровые, мыслящие, с тонкой душевной организацией. Святые нормальные христиане, хочу сказать. Как мы с вами.

Tags: beauté humaine, ремесло
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • две незагадочные картины

    Пусть антично-академическая когтеточка, уже победоносно побежденная целым рядом победителей, ещё неск. часов повисит, а то опозданты опять будут…

  • три загадочные картинки

    Отряхивая пыль с подшивки "Магазэн Питтореск" за 1875 год, отсканила для вечности две загадочные картинки, на старинном языке ребусами…

  • Новелла неустарелла

    Вот я удивляюсь больше всего двум вещам – на небе частым звёздочкам да дремучей альтернативной одаренности некоторых , которые всерьёз на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 113 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • две незагадочные картины

    Пусть антично-академическая когтеточка, уже победоносно побежденная целым рядом победителей, ещё неск. часов повисит, а то опозданты опять будут…

  • три загадочные картинки

    Отряхивая пыль с подшивки "Магазэн Питтореск" за 1875 год, отсканила для вечности две загадочные картинки, на старинном языке ребусами…

  • Новелла неустарелла

    Вот я удивляюсь больше всего двум вещам – на небе частым звёздочкам да дремучей альтернативной одаренности некоторых , которые всерьёз на…