mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

нестрашный для меня вопрос

В журнале френда предложено к размышлению:

 

 

"Вообще говоря, есть страшный для меня вопрос. У христианства есть мечта об универсальности, обращении ко всем. Но на практике оказалось, что апостольская вера смогла победить только одну языческую культуру — ту, в которой она сама и родилась, до некоторой степени, —греко-римскую.

Всё дальнейшее распространение христианства в истории — это  скорее колонизация, когда заведомо менее развитые культуры, и, прежде всего, бесписьменные культуры бесписьменных народов принимали Христову веру вместе с  азбукой и письменностью..

Мне неизвестно больше примеров, когда бы некий народ, кроме греков и римлян, имел бы свою письменность, имел бы свою рефлексию, литературу высокую, философию, рефлексию над своей историей, и при этом, встретившись с христианской вестью, он бы с нею согласился. Ни Персия, ни Индия, ни Китай, ни Япония этого всё-таки не сделали." Отсюда.

(Вообще говоря, избегаю я полемизировать с текстами протодиакона про культурку. Настолько они непролазные и по части словоупотребления, и по части затёков загибов мысли по древу.  Но раз мой френд волнуется, и, кажется, для себя как-то перевёл этот поток сознания на приемлемый язык, то

скажу по поводу).

Для меня вопрос вовсе нестрашный, потому что в норме вера культуру не «пабиждает» (у протодиакона, правда, почему-то получилось иначе, но это его культурные духовные культурные духовные проблемы).

 

А что же происходит тогда? Если очень схематизировано описать нормальным языком то, на что коряво намёкает Кураев, то получится вот что:  

Апостольская вера, родившись в монотеистической, но сравнительно малоразвитой культуре, практически сразу свила себе гнездо в культуре языческой, но высокоразвитой. Под развитием я понимаю гуманизм, ага. Градус личностного расцвета, явленный нам, отдаленным потомкам, через всякого рода искусство. Вера не «пабиждала» эту культуру, а облеклась в её одежды и вскоре, уже через какие-то полтысячи лет, одежды эти существенно преобразила (да и потом тоже продолжала преобразовывать помаленьку).

Что было дальше. Язычники- носители-менее-развитых-культур, соприкасаясь с культурой высокоразвитой, естественно перенимали эту высокоразвитую, потому что здесь действует закон сообщающихся сосудов. Причём перенимали и в том случае, когда действительно являлись колониями, и в том, когда, напротив, сами завоёвывали носителей высокой культуры, и даже в том, когда никто никого не завоёвывал. И перенимали не вот так прямо пачкой вместо всего своего-любимого, а настолько, насколько самим не хватало.Чем сильнее была развита данная языческая культура к моменту соприкосновения с Вестью, тем больше в ней сохранялось своего, и дальнейшее развитие локальной (уже христианской) культуры шло не по пути превращения оной в римскую или греческую, а по своему собственному (германскому, армянскому, славянскому, эфиопскому и пр.) пути. И тут на этих путях образовывались самые причудливые узоры, во-первых, за счёт «исходного» соотношения развития культуры-христианки и культуры-язычницы в момент начала проповеди, и, во-вторых, за счёт условий развития каждой из вновь возникших локальных культур-христианок.

А сейчас что? А то же самое. В смысле, законы всё те же, никуда не делись. И для культуры они те же, и для веры. А узоры могут (и должны) получаться другими.

Законы какие? Вот такие:

Более развитая культура естественно влияет на менее развитую. Вера же естественно влияет на культуру. Культура не есть вера, но вполне может быть могучим инструментом духовной традиции. А может и не быть.

Ну и ещё одно – это не закон, а замечание на всякий случай. Не всегда культура христианской страны – заправская христианка. Она может быть ещё не христианкой, или плохой христианкой, или уже не христианкой.

 

Tags: параблагочестивые размышления
Subscribe

  • О влиянии пандемии на столичные моды

    Перчаток кожаных этой зимой я не носила, только шерстяные, потому что их же можно стирать. Их у меня много, почти как носков, но, в отличие от сих…

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • О влиянии пандемии на столичные моды

    Перчаток кожаных этой зимой я не носила, только шерстяные, потому что их же можно стирать. Их у меня много, почти как носков, но, в отличие от сих…

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…