mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

причина глупых глаз на иконе

Уже не в первый раз встречая эту цитату (из письма №304 свт. Игнатия Брянчанинова) в полемике между противниками парижского «богословия иконы» и последователями оного, нахожу нужным предложить её к медитации вне контекста полемики, даже ссылок никаких давать не буду, может, потом апдейтом добавлю, а сейчас – просто цитата.

«Как должен быть осмотрителен, строг выбор натурщиков! Их чувства, их характеры, их нравственность, их способности переходят на картины. От недостатка столь нужной священной критики у нас на новейших иконах, в которых искусство живописи достигло неоспоримо высокой степени развития, вместе видны и резкие несообразности. Не намерен я исчислять их, потому что они бесчисленны, но выскажу ту несообразность, которая часто терзала мои взоры, когда они в тех глазах, из которых должна бы сиять Божественная Премудрость, усматривали выражение недостатка умственных способностей. Некоторый кучер, видный, но очень ограниченнаго ума, поступив ко мне в услугу, сам мне сказывал: “Я был натурщиком в Академии семь лет, в такой-то церкви такая-то икона писана с меня”. Он исчислял иконы, для которых служил оригиналом, которых не хочу наименовать, этого не стерпит мое сердце! Но вот причина глупых глаз на иконе: она – верный портрет статного кучера с глупыми глазами.»

Для удобства медитации предлагаю готовые умозаключения, которые из цитаты можно вывести.

Или нельзя?  Приглашаю заинтересованных в вопросе мыслителей лиц  вспомнить гимназический курс логики и выбрать из предложенного, какие идеи святителю были близки (то есть содержатся в его тексте в виде базовых аксиом или утверждений), а какие нет.

 

1 - зрителю вполне позволительно судить о чувствах, характерах и нравственности лиц, которых он видит на предстоящих ему священных изображениях (если хотите, «сквозь» эти изображения).

2 - переход  чьих бы то ни было и каких бы то ни было чувств, характеров и нравственности на священное изображение – несомненное зло, и художникам следует этого избегать.

3 - на иконы,  написанные в средневековой («византийской») стилистике, ничьи и никакие чувства, характеры и нравственность никогда не переходят.

4 - академическая стилистика для священных изображений непозволительна, и следовало бы её запретить.

5 - выбор художниками-академистами глупых кучеров в качестве натурщиков непозволителен, и следовало бы его запретить.

6 - высокая степень развития искусства живописи – фактор положительный.

7 - недостаток умственных способностей у созерцаемого лица – явление, раздражающее («терзающее») зрителя, «нестерпимое для его сердца».

...Ну и достаточно пока, можно приступать к отделению зерен от плевел.

 

Tags: beauté humaine, когтеточка, сложжное о ремесле
Subscribe

  • наглядноочевидно

    Три картинки прямо из ф-ленты. Три портрета одного и того же лица, согласно календарю. Расстояния между ними - лет в двести с хвостиками, от XIII в.…

  • интерстилистическое и интертехническое

    Из подзамочных каментов, с минимальным редактированием и слегка распространив - Френдесса: Есть у меня знакомый художник-реставратор…

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • наглядноочевидно

    Три картинки прямо из ф-ленты. Три портрета одного и того же лица, согласно календарю. Расстояния между ними - лет в двести с хвостиками, от XIII в.…

  • интерстилистическое и интертехническое

    Из подзамочных каментов, с минимальным редактированием и слегка распространив - Френдесса: Есть у меня знакомый художник-реставратор…

  • о сознании, определяющем бытие

    Уже не в первый раз в каментах, у себя и на других площадках, сталкиваюсь с явлением, весьма (и опасно) близким к смешению, или путанице, между…