mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

причина глупых глаз на иконе

Уже не в первый раз встречая эту цитату (из письма №304 свт. Игнатия Брянчанинова) в полемике между противниками парижского «богословия иконы» и последователями оного, нахожу нужным предложить её к медитации вне контекста полемики, даже ссылок никаких давать не буду, может, потом апдейтом добавлю, а сейчас – просто цитата.

«Как должен быть осмотрителен, строг выбор натурщиков! Их чувства, их характеры, их нравственность, их способности переходят на картины. От недостатка столь нужной священной критики у нас на новейших иконах, в которых искусство живописи достигло неоспоримо высокой степени развития, вместе видны и резкие несообразности. Не намерен я исчислять их, потому что они бесчисленны, но выскажу ту несообразность, которая часто терзала мои взоры, когда они в тех глазах, из которых должна бы сиять Божественная Премудрость, усматривали выражение недостатка умственных способностей. Некоторый кучер, видный, но очень ограниченнаго ума, поступив ко мне в услугу, сам мне сказывал: “Я был натурщиком в Академии семь лет, в такой-то церкви такая-то икона писана с меня”. Он исчислял иконы, для которых служил оригиналом, которых не хочу наименовать, этого не стерпит мое сердце! Но вот причина глупых глаз на иконе: она – верный портрет статного кучера с глупыми глазами.»

Для удобства медитации предлагаю готовые умозаключения, которые из цитаты можно вывести.

Или нельзя?  Приглашаю заинтересованных в вопросе мыслителей лиц  вспомнить гимназический курс логики и выбрать из предложенного, какие идеи святителю были близки (то есть содержатся в его тексте в виде базовых аксиом или утверждений), а какие нет.

 

1 - зрителю вполне позволительно судить о чувствах, характерах и нравственности лиц, которых он видит на предстоящих ему священных изображениях (если хотите, «сквозь» эти изображения).

2 - переход  чьих бы то ни было и каких бы то ни было чувств, характеров и нравственности на священное изображение – несомненное зло, и художникам следует этого избегать.

3 - на иконы,  написанные в средневековой («византийской») стилистике, ничьи и никакие чувства, характеры и нравственность никогда не переходят.

4 - академическая стилистика для священных изображений непозволительна, и следовало бы её запретить.

5 - выбор художниками-академистами глупых кучеров в качестве натурщиков непозволителен, и следовало бы его запретить.

6 - высокая степень развития искусства живописи – фактор положительный.

7 - недостаток умственных способностей у созерцаемого лица – явление, раздражающее («терзающее») зрителя, «нестерпимое для его сердца».

...Ну и достаточно пока, можно приступать к отделению зерен от плевел.

 

Tags: beauté humaine, когтеточка, сложжное о ремесле
Subscribe

  • храм Августа и Ливии

    нырнув в свои архивы за ерундовиной, за осенней обрезкою городских бульваров, вспомнила, что я в своё время так и не показала вам города Вьена,…

  • Вандемьера десятого числа

    Ангелы Блошки подарили мне загадошную книгу. «Конкорданс двух эр, Французской и Григорианской». Содержит, как и сказано,…

  • очевидно же

    Загадка, по-моему, простенькая, но мало ли. Что изображает, или как называется, эта картинка? Она из сильно провинциального музея, так что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • храм Августа и Ливии

    нырнув в свои архивы за ерундовиной, за осенней обрезкою городских бульваров, вспомнила, что я в своё время так и не показала вам города Вьена,…

  • Вандемьера десятого числа

    Ангелы Блошки подарили мне загадошную книгу. «Конкорданс двух эр, Французской и Григорианской». Содержит, как и сказано,…

  • очевидно же

    Загадка, по-моему, простенькая, но мало ли. Что изображает, или как называется, эта картинка? Она из сильно провинциального музея, так что…