mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

О формах соединения мух с котлетами

В 70-е годы, на которые пришлось моё школьное образование, имелось несколько родов ценностей (сама не люблю этот термин, но пускай будет для краткости). И вот мне пришло на ум в голову составить реестр о том, как к тем ценностям относились насаждавшие их учители наши, как их воспринимали мои одноклассники и чем те ценности были для меня самой.

Идеология

Формально это была область безусловно святого. Фактически – я не знаю ни одного из многих десятков своих учителей/учительниц, кто всерьёз верил бы в Деда Мороза дедушку Ленина и пытался бы нам донести светоч этой своей веры. О товарищах моих нечего и говорить. По выходе из октябрятского соплячества, я думаю, среди нас не осталось никого, кто не был бы готов, скажем, сплясать на амвоне высморкаться в дружинное знамя, лишь бы об этом не узнали. И в этом у меня было с ними полное единомыслие.

 

Военно-патриотические ценности

Понятно, что идеологию нам с оными сплетали до полной нераздельности. Тем более удивительно, что котлеты от мух мы всё же различали. Наши наставники проповедовали об этих ценностях с неподдельным уважением . Без надрыва (ну, почти), как о предыдущих, но с уважением. И мы, двоечники и отличники, разделяли это уважение. К старшим классам, правда, иные из скармливаемых нам котлет оказались настолько засижены идеологическими мухами, что уже не лезли в глотку, особенно мальчикам, по вполне понятным причинам. Но – только иные отдельные котлеты, особо излюбленные пропагандой. А так – вполне себе удачно насажденными эти ценности оказались, естественно и ровненько.

Нравственность

Сюда можно вписать предыдущий абзац почти без изменений.  С поправкой на то, что идеологизированную нравственность девочки, как мне кажется, раскусывали и отвергали раньше и решительнее, чем мальчики.

Культура (в смысле классическая)

От идеологии эта сфера страдала значительно меньше, чем две предыдущие. По одной простой причине – культура являет себя сама. Ту идеологию, которой в ней нет, можно только прилепить к ней сбоку, и все белые нитки будут хорошо видны. Так вот – культура была той единственной ценностью, которую  до нас доносили её настоящие адепты и энтузиасты (уж каков там был их уровень, ниже или выше плинтуса, - иной вопрос). Реакция же учащихся масс на эту пропаганду была неадекватной. До сих пор не знаю, чему это приписать, но профанирование культуры считалось среди подавляющего большинства моих одноклассников хорошим тоном. Конечно, открыто никто не сморкался в знамя, все приседали писали сочинения и отвечали что положено, но промеж себя советские школьники держали всех этих мыслящих и чувствующих и любящих и тоскующих и трагических героев  - за презренных клоунов, фигурантов грязных анекдотов. Никогда не забуду культурные акции районного масштаба,  походы в кино на знаменитые тогда фильмы «Гамлет», «Война и мир», «Преступление и наказание». В тёмном зале детишки освобождались от всех оков приличия и сопровождали демонстрацию очень выразительными комментариями, а в особо трогательные моменты стеной поднимался лай, визг, свист, пердёж  естественный и преестественный, хлопушки и даже один раз пионерский горн, двойная профанация, тксказать. Понятно, что в зале были и такие, как я, которые смотрели кино всерьёз, а ближних своих хамов в этот момент презирали и ненавидели. Но таких были считанные единицы, и, что занятно – между собой об этом, кажется, совсем не говорили. Я, во всяком случае, делилась своими чувствами на тему «я Каин и Манфред, а они мелкая сошка» только со внешкольными подружками, хотя и школьных у меня было. Целых две.

Вера христианская

Эту ценность, понятное дело, нам «сверху» насаждали только в отрицательном плане, то есть  программно и планово профанировали. Впрочем, без огонька. Мы в предписанных профанациях участвовали – но тоже без огонька. Ни у кого я не помню такого огонька ни на пасхальных субботниках, ни на мероприятиях ежегодных «недель антирелигиозной пропаганды». Никакого сравнения с той искренней,  изобретательной и злой профанацией, которой удостаивалась в нашей среде идеология и культура. Признаюсь, что в школе я полностью разделяла позицию  моих соучеников по отношению к религиозному дурману – и не видела в ней никакого противоречия со своим всё усиливавшимся интересом к религии и Церкви. Потому что это были разные страты – тот поверхностный, а этот глубинный. Тех, у кого поверхностный был равен глубинному, я презирала. Вот, например – подружка увидела у меня книги Зенона Косидовского, чуть ни единственный в то время общедоступный источник по Священной истории – и скроила козью морду. – А чо такого, – храбро возразила я, – это должен знать любой культурный человек!  – Скажи скорее, некультурный, – остроумно парировала подружка, и я её, дуру распропагандированную,  запрезирала. Это при том, что в конкурсах антирелигиозного плаката я участвовала без малейшего зазрения совести. Подумать только, как бывает широк русский человек в тринадцать лет.

Ладно, стоп, а то получаетс я не реестрик, а мемуары.

Добавлю одно – постинг вдохновлен случайным, по отдаленной непрямой наводке, прослушиванием сразу нескольких роликов ОПК с Олесей Николаевой, М. Дунаевым и компани.

 

Tags: далекое близкое, культур-мультур
Subscribe

  • о вырастить хорошую птицу

    В каментах (к постингу о тех самых школьниках) всплыло додревнее. Мало кто сейчас помнит все помнят, что в 20-е годы в советских…

  • у моря сидя

    Обучение изобразительному искусству в, мм, парадигме средневекового подхода к изобразительности смело уподоблю такому инструктажу по плаванью,…

  • школьников поздравить

    Несмотря на то, что с Первым сентября в этом году у кого как и местами вообще непонятно что, мои образовательные инстинкты повелевают мне отметить…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments

  • о вырастить хорошую птицу

    В каментах (к постингу о тех самых школьниках) всплыло додревнее. Мало кто сейчас помнит все помнят, что в 20-е годы в советских…

  • у моря сидя

    Обучение изобразительному искусству в, мм, парадигме средневекового подхода к изобразительности смело уподоблю такому инструктажу по плаванью,…

  • школьников поздравить

    Несмотря на то, что с Первым сентября в этом году у кого как и местами вообще непонятно что, мои образовательные инстинкты повелевают мне отметить…