mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

мадам Курдюкова в Уффици

международному женскому дню посвящается

Давно хотела запостить этот пассаж из моей эпонимической поэмы.
Иван Мятлев, переодетый Мадам Курдюковой, ходит по Галерее Уффици и виршами рапортует нам об увиденном:

Две бесстыдницы, Венеры
Де Тицьян, уж свыше меры
Обнаженные, висят
На стене; здесь ищет взгляд
От разврата обороны, -
И находит две Мадонны

Рафаэля, все черты
Дивной неба красоты,
Так невинны, благодатны,
Им как будто непонятны
Света козни, зло, разврат;
Обе так они глядят,
Будто бы зовут с собою
В небеса, и чист душою,
Взглянет только кто на них, -
Пыл страстей затихнет вмиг,
Всё земное исчезает,
И молитва излетает
Из души, как фимиам!
Рядом тут ещё мадам
Рафаэля ж – Форнарина!
Бесподобная картина,
И цены ей кто не даст!..
Но с мадоннами – контраст!
Точно нимфы и циклопа!
С’ет юн фам, ком иль не фо па (это непорядочная женщина).

Это одна из Мадонн, о которых речь.


А это Форнарина, которая фамм ком иль не фо па.




Ну, вот.
Это начало 1840-х годов. Западноевропейские изображения Спасителя и Богородицы тогда ещё были для русских людей нормальной религиозной живописью. Не чем-то сущностно инаковым, нежели икона, а тоже иконой – хотя и инокультурной. Именно так, ясными глазами незашуганной никаким «богословием иконы» мадам Курдюковой, смотрели на Рафаэля и на всех вообще рафаэлей Пушкин и Жуковский, Гоголь и Достоевский. И св. Серафим Саровский тоже. Смотрели и различали порядочных от непорядочных, чистых от страстных, благодатных от грешных. Возможно, не все сегда были согласны по поводу границ и степеней, но по крайней мере имели суждение относительно облико морале э спиритюале созерцаемых ими женщин (и, надо полагать, мужчин), вышедших из под кисти Рафаэля и так далее, вплоть до Брюллова и Неффа.

К началу ХХ в. вошло в моду обвинять в апостазии всех таково мыслящих. Решили-постановили, что православный должен любить только образы древлего благочестия, которые (они одни) и суть иконы, в отличие от «пошлости с примесью сублимированной эротики», которая «заменила икону» (выражения из Книги Успенского).  Так было положено начало веку отечественной неоготики, с плодами которой мы все знакомы.

Тут что любопытно. Бесхитростные вирши Мятлева свидетельствуют: русские  «апостаты» XIX в.  знали, что такое «пошлость с примесью сублимированной эротики», и знали, что в иконе таковых быть не должно. И позволяли себе судить, в каком конкретном изображении женщины есть пошлость и/или эротика, и в каком их нет. Далеко не на всякую красавицу кисти Рафаэля или Тициана готовы были молиться. Русские же «неоготики» решили-постановили, что «пошлость с примесью сублимированной эротики» является суверенным достоянием и имманентным свойством академической живописи. Именно её и только её.

Тем самым отпала необходимость содержать в критическом обиходе православного зрителя понятия о пошлости и эротике как таковых. Зачем поверять на предмет наличия пошлости и эротики произведения неакадемической живописи, древней и новодельной, если в таковых заведомо не может быть ни эротики, ни пошлости? Да кстати уж разобьём и компас для произведений живописи академической – зачем нужны ещё какие-то тонкие инструменты для её исследования на вшивость наличие пошлости и эротики, когда она заведомо вся насквозь плохая, вся падшая, вся вражья и еретицкая?

Так мы с тех пор и живём без компаса – зачем? Зато у нас есть (считается, что есть) драгоценное православное умение отличать икону от картины.

 

Tags: beauté humaine, l'éducation sentimentale, русские классики, сложжное о ремесле
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • актуального

    1. Сегодня утречком башенный строительный кран на стройке (перестройке) станции метро нашей, на углу Альбер и Юпитер, бякнулся оземь во всю…

  • изображено невероятное

    Маленькая когтеточка. Картинка с выставки Парижского Салона 1893 года. Название - всего два слова, зато экспликация в пять строк. Название…

  • о рачьем кусте, потерявшей репутацию капусте и педеноннах

    По просьбам почитателей Мамзели Мадлен , ещё пачечка совершенных буржуазно-кухарочьих кюрьёзитэ. Частично в переводе, частично в пересказе.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

Recent Posts from This Journal

  • актуального

    1. Сегодня утречком башенный строительный кран на стройке (перестройке) станции метро нашей, на углу Альбер и Юпитер, бякнулся оземь во всю…

  • изображено невероятное

    Маленькая когтеточка. Картинка с выставки Парижского Салона 1893 года. Название - всего два слова, зато экспликация в пять строк. Название…

  • о рачьем кусте, потерявшей репутацию капусте и педеноннах

    По просьбам почитателей Мамзели Мадлен , ещё пачечка совершенных буржуазно-кухарочьих кюрьёзитэ. Частично в переводе, частично в пересказе.…