?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера, любуясь у одной френдессы одной дивной тематической подборкой, опять вернулась к мысли, с которой, собственно, и не слезаю никогда. Даже пора для неё тэг завести отдельный, вроде «академическая скрипка – средневековый фортопьян».

Все, кроме автора изданного Общедоступным Православным Университетом учебного пособия по погружению в шизофрению «Богословие иконы», знают: уже с конца позапрошлого века в искусстве христианских стран шел процесс разочарования в академическом подходе к изобразительности. И, соответственно, процесс очарования средневековым подходом к оной.

Известно, что в сфере иконописи феномен выразился в возрождении, более или менее удачном, средневековой стилистики. Каковой процесс очарования и возрождения, сложный, медленный и полный искушений, мы наблюдаем и по сей день.

Известно также, что часть творческого народонаселения разочаровалась в академизме настолько, что вместе с ним возненавидела и самую изобразительность. Про них мне писать и думать неинтересно.

У нас сегодня будут не те и не другие, не иконописцы и не авангардисты, но тоже люди, которым ничто человеческое не чуждо. Художники, называемые соцреалистами (соцреализм, как известно, НЕ стиль и НЕ жанр, а мэтод), тоже плыли в едином потоке развития христианского искусства, и переживали ту же стилистическую метанойю.

{C}



Широков Алексей Александрович (Россия, 1923) «В семье» 1955

{C}

Вот несколько икон картин академического письма, относящихся к самой середине прошлого века. Чуть получше или чуть похуже закомпонованных, нарисованных и написанных, в данном случае неважно, потому что в этом (в художественном, ага) отношении они все непроходимо, убийственно скучны. Интересное в них тоже есть: сюжет (анекдот), характеры и предметно-бытовой паноптикум. Но эта передвижнятина начала постепенно надоедать русскому зрителю уже полвека тому назад, при старом ещё режиме. А с распространением фотографии (и особенно кинематографа) в подобной живописи не осталось ровно никакого смысла. Вообще удивительно, как дожила эта незамутненная реликтовая стилистика до самой до послевойны.

{C}{C}{C}



Чепцов Ефим Михайлович (Россия, 1874 - 1950) «Среди родных» 1945




Пономарев Николай Афанасьевич (Россия, 1918 - 1997) «Новый мундир»





Китаев Ахмед Ибадулович (Россия, 1925 - 1999 «Родное дитё на периферию?»


{C}

И давайте теперича посмотрим, что произошло потом, когда чудом выжившая стилистика отдала-таки концы. Посмотрим, как соцреалисты ищут новый смысл живописи на основе той же тематики. Тематика та же, а сюжеты другие. Литературщина изгнана поганой метлой, эти картины следовало бы называть не «Жатва», «Утро» или «Обед», а «Аллегория Обеда», «Аллегория Жатвы» и «Аллегория Утра». Персонажи если и заняты какими-то конкретными делами, то только с целью обозначить оные, попозировать, попонтоваться. Потому что демиургу-художнику и те персонажи, и действия их служат только поводом для живописного эксперимента. Но эксперимент здесь не тот, которому продали свою душу импрессионисты, и не тот, в который провалились всякого рода беспредметники, и не тот, над которым корпели возрождатели стилистики древней иконы. Хотя содержит в себе элементы и того, и другого, и третьего. Например, в «Аллегории Жатвы» больше первого, в «Аллегории Обеда» превалирует второй с немножечком третьего, а в «Аллегории Утра» яростно спорят друг с другом третий и первый.

{C}{C}{C}





Савельева Валентина Петровна (Россия, 1938) «Утро» 1974





Абрамян Виктор Ашотович (Россия, 1938 - 2008) «Обед» 1974





Курнаков Андрей Ильич (Россия, 1916 - 2010) «Жатва» 1964

{C}

Результаты, конечно, жуткие, я просто по уши краснею. Грустно, когда у художника недалёкие и невысокие цели, но ещё грустнее, когда художник явно сам не знает, чего ему хоцца.

Но зато до чего показательно.

А особенно на людей – жертв эксперимента любопытно посмотреть. Мужчин, женщин, детей, старушек. И сравнить их с теми мужчинами, женщинами, старушками и детьми, которые живут на полотнах академистов.

Поправьте меня, если что не так, но мне кажется, что здесь имеет место та же пропорция, что прослеживается в сравнении персонажей икон академического направления начала прошлого века - с персонажами «стандартных» икон нашей русской неоготики.

(нужные картинки я увела отсюда http://kykolnik.livejournal.com/637302.html )

Comments

( 68 комментариев — Оставить комментарий )
mmekourdukova
27 мар, 2013 18:46 (UTC)
Да ну.
Просто коротко об очевидном. Другой бы диссер написал.
(без темы) - masterwind - 28 мар, 2013 10:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 28 мар, 2013 11:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - masterwind - 28 мар, 2013 11:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - masterwind - 28 мар, 2013 11:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 28 мар, 2013 12:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - masterwind - 28 мар, 2013 12:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 28 мар, 2013 13:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - masterwind - 28 мар, 2013 13:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - masterwind - 28 мар, 2013 16:44 (UTC) - Развернуть
koza_skripa4ka
27 мар, 2013 18:54 (UTC)
А я вот как раз давеча поминала соцреализм в духе трех последних картинок недобрым словом и даже чуть было не собралась написать про свое детское восприятие этого самого соцреализма. Раз уж Вы напомнили, надо писать!
mmekourdukova
27 мар, 2013 19:01 (UTC)
напомнила раз уж
Мм, я вообще-то ставила перед собой несколько иные задачи.
bizantinum
27 мар, 2013 18:55 (UTC)
Жатва... Семейка питекантропов на выгоне... Мне ж это теперь приснится.
mmekourdukova
27 мар, 2013 19:02 (UTC)
Скорее заешьте картинками из первой, академической, части.
(без темы) - bizantinum - 27 мар, 2013 19:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 мар, 2013 19:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 27 мар, 2013 19:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 мар, 2013 19:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bizantinum - 27 мар, 2013 19:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - silberfischka - 27 мар, 2013 19:06 (UTC) - Развернуть
polidarte
27 мар, 2013 18:55 (UTC)
Да ну, вы несправедливы. "Строгий стиль" можно и не таким бездарным образцом проиллюстрировать
mmekourdukova
27 мар, 2013 18:58 (UTC)
Я нарочно взяла СРЕДНИЕ, расхожие.
(без темы) - illusoryshadow - 27 мар, 2013 19:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 27 мар, 2013 19:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - adalbert5 - 28 мар, 2013 14:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 28 мар, 2013 14:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - adalbert5 - 30 мар, 2013 08:25 (UTC) - Развернуть
silberfischka
27 мар, 2013 19:09 (UTC)
"Родное дитё на периферию" мне понравилась. Отрезать две женские фигуры справа и простор для перашков. Или повесить напротив входной двери. В качестве напоминалки незадачливому супругу!
mmekourdukova
27 мар, 2013 19:13 (UTC)
Там ещё и котэлэ слева, Перцу привет.
(без темы) - silberfischka - 27 мар, 2013 22:25 (UTC) - Развернуть
wolk_off
27 мар, 2013 19:34 (UTC)
Интересно, это артефакты jpg-сжатия или на полотнище «Среди родных» аудитория смотрит куда-то выше и правее правого плеча рассказчика?
mmekourdukova
27 мар, 2013 19:38 (UTC)
Да, она смотрит выше и правее.
Потому что если бы смотрели прямо на рассказчика, то зритель видел бы профили, а это скучнее, чем 3/4.

Очень известный науке феноменон привнесения условностей и искажений реального пространства даже в самый с виду тупой живоподобный бескрылый академизм.
renardetraisin
27 мар, 2013 20:08 (UTC)
Что-то напомнило Просопон
И одинаково деревянные неестественные члены, странные позы и претензии на глубокомысленную "иконность"
 photo 421043004320435043B044C04350432043004120430043B0435043D04420438043D043001974_zps6e75cd7f.jpg
mmekourdukova
27 мар, 2013 20:15 (UTC)
золото в лазури
И цветовая символика.

И личико такое, не поймёшь, то ли эвиг вайблихе, то ли белокурая бестия.
личико - silberfischka - 27 мар, 2013 22:30 (UTC) - Развернуть
Re: личико - mmekourdukova - 28 мар, 2013 11:02 (UTC) - Развернуть
diverspb
28 мар, 2013 03:31 (UTC)
По традиции оговорюсь, что в изобразительном искусстве разбираюсь плохо :) (Хотя мама и уверяет меня, что я уже в 7 лет безошибочно опознавал Коровина, и еще кого-то, но подозреваю, что это было один раз и случайно.)

Так вот, у меня впечатление в основном на уровне «нравится-не нравится». И эта вот подборка вызывает у меня лично ощущение «Чума на оба ваши дома!» И еще: «Умоляю, если можете не писать — не пишите!» © кажется, Чехов. Квадратно-гнездовая живопись...
mmekourdukova
28 мар, 2013 11:08 (UTC)
Ну да, нравиться тут особо нечему.
Как и любое явление-течение-направление в истории мирового искусства познается не только по шедеврам, но и по "планктону", причём на планктоне иногда виднее, что, собственно, происходит, - так и это.
(без темы) - diverspb - 28 мар, 2013 11:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 28 мар, 2013 11:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - diverspb - 28 мар, 2013 12:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 28 мар, 2013 13:15 (UTC) - Развернуть
mango1511
28 мар, 2013 07:50 (UTC)
Спасибо за обзор. А раньше я как-то не задумывалась, соцреализм - и все
mmekourdukova
28 мар, 2013 11:05 (UTC)
Метод, да :-)).

Осталось всего ничего - понять, что такое метод.
real_grrr
28 мар, 2013 15:07 (UTC)
глядя на "1984" и "обед в семье морлоков", интересует один вопрос - и вопрос этот связан с эволюцией заказчика. Ведь вспоминая те реалии, сразу становится интересно - а кто это принимал, кто давал деньги на назидательное моралитэ,которое подразумевалось,как результат... Ведь эволюция налицо - "сталинский" "новый мундир" сменяется каким-то пост-постимпрессионизмом. Что изменилось, откуда это все? Что, победили ученики петрова-водкина и объяснили-таки брежневу, что хорошо, что плохо? почему именно в то время полезли всякие церетели, неизвестные и пр., имя им легион, и их не гнобили, не обзывал пидрасами и прочими знаковыми словами, а наоборот, давали денег? ))
mmekourdukova
28 мар, 2013 15:55 (UTC)
юпик :-)).
Ну кое-что таки понятно, культ рухнул, страны социалистического лагеря приоткрыли для нас нанощель в Европу, культурный обмен всё такое, пришлось слегка отпустить гайки, держа, однако, ситуацию под контролем и в границах.

Это ведь удобно было, даже очень. Вроде можно, но чуть что - нельзя. Сегодня ты Неизвестный, а завтра враг народа безродный формалист. Граница дозволенного медленно отъезжала, но таки была.

Re: юпик :-)). - real_grrr - 28 мар, 2013 16:07 (UTC) - Развернуть
Re: юпик :-)). - mmekourdukova - 28 мар, 2013 16:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - real_grrr - 28 мар, 2013 16:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 28 мар, 2013 17:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - real_grrr - 28 мар, 2013 17:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 28 мар, 2013 17:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - real_grrr - 28 мар, 2013 17:24 (UTC) - Развернуть
helga_grafica
29 мар, 2013 15:53 (UTC)
Ой, интересно-то как! Впервые вижу такие очаровашки! Пошла к кукольнику записываться...
P.S.Академисты хоть рисовали нормально...
mmekourdukova
29 мар, 2013 17:25 (UTC)
Средневековые неакадемисты тоже рисовали нормально :-)).
(без темы) - helga_grafica - 30 мар, 2013 15:13 (UTC) - Развернуть
mpaul
8 фев, 2018 12:12 (UTC)
Здравствуйте!

Почему литературщина это плохо для живописи?

Спасибо за ответ
mmekourdukova
8 фев, 2018 12:17 (UTC)
Литературщиной называется не сложный или интересный сюжет как таковой (что НЕ плохо само по себе), а такое положение дел, когда художник занят только сюжетом, а живопись его становится скучной и банальной.
(без темы) - mpaul - 8 фев, 2018 17:56 (UTC) - Развернуть
tito0107
16 апр, 2018 15:04 (UTC)
И это я у Вас тоже пропустил. А так плюсую.
mmekourdukova
16 апр, 2018 15:11 (UTC)
Ага, мне самой этот постинг нравится. И каменты.
(без темы) - tito0107 - 16 апр, 2018 16:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 16 апр, 2018 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tito0107 - 16 апр, 2018 16:58 (UTC) - Развернуть
( 68 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com