mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:

о женщинах и кощунстве

В очередном правмирском интервью, ссылки не даю, прозвучало мудрое пастырское слово.

- Сегодня в церковном изобразительном искусстве — преимущественно женщины. (это вопрос такой, если кто не понял, а "О женщинах и кощунстве" - это раздел интервью так называется, где вопрос).

А вот ответ:

- В древности иконописцами были только мужчины, а женщины могли лишь вышивать в монастырях по рисунку, который делал иконописец. Думаю, такая практика исходила из глубокого литургического осознания этого искусства.Сейчас, действительно, церковное искусство во многом стало женским. И Церковь это приняла. Мужчины — не идут в церковное искусство. Даже в монументальное — у нас и преподаватели по большей части женщины, и учащиеся, в основном, девушки. Это признак некоторый духовной деградации общества. Все ложится на плечи женщин. Впрочем, выяснилось, что женщины прекрасно справляются с этой задачей.

Каждый отдельный тезис сияет продуманностью и соответствием истине, а уж логической связи между тезисами может позавидовать ..... (сюда вставьте сами кого хотите).

Поэтому я даже не берусь против чего-то в этом тексте возражать, себе дороже. Просто

несколько слов на тему.

«В древности» (ой как я люблю это выражение, оно сразу задаёт интеллектуальную планку), в Средневековье то есть, иконописцами были только мужчины просто потому, что вообще любой профессиональной деятельностью занимались только мужчины. Женщины занимались детьми и домом, что им уже обеспечивало полную занятость. В эти работы по дому входила и помощь «своим» мужчинам в их профзанятиях, любых. Очень постепенно, по чайной ложке в столетие, эта женская помощь превратилась в собственно профессиональную деятельность. То есть стало понятно, что если валенки валять или образки красить будут и хозяин, и хозяйка, а мести избу и присматривать за детьми будет наёмная сиротка или подмастерье, то хозяин, хозяйка и дети их будут жить сытее, чем ежели когда валяет валенки или красит образки только хозяин. Переход от феодального сознания к буржуазному называется.

Но это я про податные сословия.

А церковные пелены, воздухи, покровы и хоругви вышивали, как известно, женщины высших социальных слоёв. Чьи мужья были профессиональные вояки и политики, и тут им бабы помочь ничем не могли.Ни стряпать, ни терема подметать, ни сопли детям вытирать женам вояк и политиков тоже не приходилось. Вот поэтому они и вышивали, для убийства времени. В Западной Европе, кстати, тоже. Никакой разницы в этом отношении между женщинами замужними и женщинами, принявшими ангельский образ, не было. Разница была только между боярынями и холопками, между насельницами богатых монастырей и нищих: первые нанизывали шелк на бисер (уж как умели, шили-то без конкуренции и не на рынок), вторые убивались в поле и в коровнике. Почему эти первые не занимались собственно иконописью, а только вышивали? Во-первых, мы не знаем, действительно ли они только вышивали. Нет документиков. Вполне могли и писать, и по кипарису резать, и ювелиркой заниматься – были бы деньги и фантазия. Но могли и не писать, не резать – фантазией средневековое общество не отличалось, всё было жестко-традиционным, обучаться ремеслу любой боярыне, даже если бы она оборудовала свою собственную мастерскую, пришлось бы у мужчины, и мужчины постороннего – в общем, это была бы такая морока и неудобство и экстраваганс, что только очень немногие пассионарные тётки ходили на такие дела. Как правило, овладевавшие ремеслами в опережение своего века тётки принадлежали к среднему общественному слою, к буржуазии или нарождающейся буржуазии. Например, невеста Данилы-мастера из «Каменного цветка» Бажова. Или, если хотите реальное лицо, бабка Питера Брейгеля Старшего – сын её умер, когда внуку было пять лет, она взяла в свои руки мастерскую, стала красить картинки сама и внуку тоже сумела дать в руки кисточку. Это, впрочем, уже первая треть 16-го в., вполне развитая буржуазия. Вопчем, надеюсь, уже ясно – женщины профессионально овладели иконописным ремеслом тогда же и в результате тех же социальных процессов, что привели к ихнему профессиональному овладению прочими (любыми) ремеслами.  До таких профессий, как война и политика, наша сестра тоже добралась. (Вот новопреставленную приснопамятную М.Т. помяну по этому случаю, ей, кстати, тоже муж помог выйти в профи). Возможно, и в самом деле «это признак некоторый духовной деградации общества», низнаю. Знаю одно – я в своем ремесле была бы не прочь была перейти обратно, на средневековый женский любительский режим, совершенно не заботясь о самоокупаемости и налогах. Наверное, это во мне высокая духовность шевелится.

Ну, это что касается Средних веков. А в пастырском ответе и про современность сказано, тоже не могу промолчать. Действительно, женщин-иконописцев сейчас не меньше, чем мужчин (статистика, конечно, засекречена, это всего лишь непосредственное наблюдение). Хотя среди особо выдающихся современных иконописцев мужчин всё-таки больше (опять же наблюдение, пущай меня поправят, если кто наблюдает противоположное). Но среди иконописцев среднего и низко-ремесленного звена женщин, кажется, большинство. И уж несомненным является засилье нашей сестры в иконописных школах всякого рода и уровня.

Почему?

У меня две гипотенузы, и обе простые, без «признаков некоторых духовной деградации общества».

А может, и эти тоже с признаками некоторыми, вот смотрите сами:

1.    Воцерковленных мальчишек (а другие в иконописцы и не пойдут) довольно жестко «ориентируют» принять сан. А в сане обычно уж не до иконописи. Если в обратном порядке – сначала стать художником, а потом в попы – то ещё куда ни шло, может получиться. Но если сначала в семинарию, а на иконописца уж потом или «параллельно», то архимандрита Зинона ни из кого уже не выйдет.

2.    В современной русской регулярной иконописной школе (за редчайшими исключениями) есть некоторые, э-э-э, средневековые особенности.Так вот, эти особенности мальчикам переносить труднее, чем девочкам. Девочки гнутся, мальчики ломаются. А сломавшемуся мальчику художником не быть. Вот они, мальчики, и не идут туда, где их ломают. Или, не прочуяв по неопытности, чем там пахнет, таки идут – и ломаются.

А девочки выживают.

Tags: параблагочестивые размышления, парни-девки, ремесло
Subscribe

  • это не Ксения

    Дорогой френд прислал ссыль на спорный вопрос атрибуции, цитирую – « Похоже, что "прижизненный портрет Ксении…

  • сколькими мячами вы жонглируете?

    Картиночка, взятая не скажу где. Это так детей учат (иконописной, ага) композиции в специальном заведении на дневном отд. Тут не имеет…

  • об анализе композиции

    К предыдущему, несколько подробнее, тем более что в ленте попались дивные иллюстрации (ссыль дам, если автор исходного постинга захочет).…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • это не Ксения

    Дорогой френд прислал ссыль на спорный вопрос атрибуции, цитирую – « Похоже, что "прижизненный портрет Ксении…

  • сколькими мячами вы жонглируете?

    Картиночка, взятая не скажу где. Это так детей учат (иконописной, ага) композиции в специальном заведении на дневном отд. Тут не имеет…

  • об анализе композиции

    К предыдущему, несколько подробнее, тем более что в ленте попались дивные иллюстрации (ссыль дам, если автор исходного постинга захочет).…