mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

"тот же метод, как внутренняя молитва"

Для привлечения внимания – ролик, попавшийся френдессе на просторах. Не пожалеете, там сказочно. Жаль, речь о. Павла Флоренского гуру местами явно обрезана, так что кино местами крутится на фоне тишины. Удивляюсь, чего обрезали-то? Неужели гуру уж совсем занесло, а какие-то тормоза у ответственных за выпуск всё же есть?




А вообще это, по заказу профозабоченных френдов, скучный узкоспециальный постинг

о том, как учить.

Многое, конечно, зависит от того, дневное ли обучение или нет, то есть учатся ли дети по тридцать часов в неделю нескольким разным специальным дисциплинам у разных преподов (материаловедение, технология, шрифт, пластическая анатомия, композиция, собственно иконопись...) - или только по три-четыре-шесть часов в неделю у одного-единственного. Ну и от возраста обучаемых многое зависит, и от того, кто платит преподавателю.

Но в целом – по-моему, начинать обучение нужно с технико-технологических навыков. Как добиваться чистоты линии, ровного красочного слоя, четкого контура, желаемой текстуры, плавных растяжек тона. Знай свою палитру. Знай свою собственную руку – что у неё получается хорошо, а что не очень. Такое начало хорошо ещё и тем, что ленивые, самолюбивые и гордые его не выносят, уходят. А ещё оно хорошо тем, что всегда пригодится, каким бы художеством или даже «креативом» потом ни занимался стюдент – если до иконописца не доучится.

(Кстати, ролик – хорошее апофатическое пособие по технологии, я, кроме шуток, буду его детям показывать на предмет, как нельзя. Одне немытыя ноги кисти чего стОят. Замурзанные в темперу по самый черенок и характерно поюзанные – забитое краской основание толстое, а на кончике три вытертые волосины, я студентов с такими кистями сажаю на три года за оскорбление чувств верующих мяхко укоряю и прошу впредь так не делать. Ну и другое многое наглядное).

А потом, после подготовительного курса – композиция и рисунок, рисунок и композиция. В неразрывной связи, никогда одно без другого. Эта связь – основа средневекового подхода к изобразительности, которому мы и должны обучать. Нужно обучать пониманию до-академической, средневековой стилистики, а возможно более буквальному копированию стиля той или иной исторической школы (как правило, поствизантийской: в Европе обычно Критской школы XV-XVII вв, а в России Московской XV - XVIвв), как это часто делается, обучать не только не нужно, но и вредно.

Регулярно рисовать и писать с натуры при этом вовсе не обязательно, достаточно будет, если студент поймёт связь каждого средневекового приёма и ухватки с этой самой натурой. Длительные, по 12-15-40 часов постановки, за которыми прошла половина моей студенческой жизни, по-моему, вообще ведут в никуда. И уж во всяком случае процентное содержание рисования с натуры в общем объёме обучения рисунку=композиции и композиции=рисунку должно быть очень небольшим. Рисовать нужно прежде всего с классических образцов, от самых простых к сложным, поначалу даже – с учебных моделей, выполненных на основе классических образцов или их фрагментов. И по возможности – с оригиналов, даже если это не музэйные иконы или, скажем, рельефы и витражи в твоей приходской церкви, а всего лишь этюды твоего профессора или удачные работы старших студентов. И компоновать своё – с самого начала, желательно ещё на стадии орнаментов.

Весь процесс состоит в постепенном усложнении классических моделей и углублении понимания связи оных моделей с натурой, в смысле с Творением. И так до самого конца обучения. В смысле до выпуска. Потому что на самом деле конца обучению не бывает.

Ролик отсюда http://renardetraisin.livejournal.com/56612.html , там ещё и картинок есть.

Tags: ремесло, школа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments