mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

без различия классов и сословий

Любимая френдесса запостила постинг, из которого можно сделать минимум три диссера: http://renardetraisin.livejournal.com/57802.html

Дайте-ка начну их делать прямо здесь сейчас. Френдесса пишет:

 

«Икона – воспринимается различными слоями общества совершенно по-разному. Для кого-то это просто знак принадлежности к православной традиции, для кого-то - строго "каноническая" схема, а для кого-то - творчество (опять таки в самых разнообразных вариантах понимания этого слова). К сожалению, сегодня даже нельзя сказать, что это специфически церковное искусство. Для каждой категории «потребителей» этого «продукта» - и среди духовенства, и среди мирян - уже сложился свой рынок. И в данном контексте восприятие иконы духовенством никак не отличается от мирского (отличие по группам - только по уровню общей культуры). Эстеты есть и среди духовенства, и среди мирян – или наоборот - мещане среди духовенства, и среди мирян, и т.д.»

Наблюдение, что восприятие иконы не зависит от принадлежности/не-принадлежности христианина к духовному сословию,верное. Не зависит,  и крыть здесь нечем. Но шкала глубины восприятия иконы ни в коем случае не должна определяться как расстояние от мещанина до эстета. Потому что у такой шкалы оба конца нехороши (под эстетом обыкновенно понимается гедонист). И ещё потому, что икона для нас – не только произведение искусства красивая штучка, но и – и даже в первую очередь – средство богопознания. Тонкость, требовательность и глубина в восприятии иконы – свойство вовсе не эстета, а богомыслителя и молитвенника. А духовная нетребовательность, неразборчивость и поверхностность – свойство мещанина, да. Правда, я и это слово (только слово, не понятие, как в случае с эстетом) заменила бы на другое, поскольку слово «мещанство» означает и душевный строй, и сословную принадлежность(«меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие»). Чтобы не путаться, я бы  вместо мещанина поставила бы пошляка, определяя его по И. А. Ильину.

А наблюдение, что восприятие иконы (с точки зрения богомыслителя или с точки зрения пошляка) в наши дни уже нисколько не зависит от принадлежности к классу или сословию, повторяю,очень верное.

Tags: овцы и пастыри, параблагочестивые размышления, ремесло
Subscribe

  • Епифанское

    В этом году вообще как-то многие с опозданием поздравляют, только вчера ночью или прямо сегодня, так что я не единственная опоздантка , а со

  • за отчётный период

    Троицы, именуемые повсеместно "рублёвскими", у меня кончились, поднакрасила таких Троиц. Одну такую, одну ковчежную. Блескучие и…

  • мелких досочек и одна большая

    Мелкие - все сильно мелкие, где-то 12 см по высоте. У меня на мониторе они существенно крупнее самих себя. ...часы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

  • Епифанское

    В этом году вообще как-то многие с опозданием поздравляют, только вчера ночью или прямо сегодня, так что я не единственная опоздантка , а со

  • за отчётный период

    Троицы, именуемые повсеместно "рублёвскими", у меня кончились, поднакрасила таких Троиц. Одну такую, одну ковчежную. Блескучие и…

  • мелких досочек и одна большая

    Мелкие - все сильно мелкие, где-то 12 см по высоте. У меня на мониторе они существенно крупнее самих себя. ...часы…