mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

как учил и учился Дионисий Фурноаграфиот

Продолжаю делать три диссера из всё того же постинга френдессы .



Там написано:

«Ерминия Дионисия Фурноаграфиота постоянно привлекается в искусствоведческой литературе как основной источник сведений о методах работы иконописца. Отношение к этому источнику постоянно меняется, то он объявляется поздней компиляцией ремесленника, то высказывается мнение, что в этой работе монах Дионисий из Фурны, несомненно, использовал более ранние источники. Первая известная «Ерминия или Руководство стенному письму» была написана на Афоне безымянным автором во второй половине XVI века. Ее текст вошел в более обширную по составу Ерминию Дионисия Фурноаграфиота, также составленную на Афоне между 1701 и 1745 годами. Эта книга, безусловно, замечательный памятник своего времени, в том числе и как учебное пособие.

В начале своего труда Дионисий Фурноаграфиот дает следующие «предварительные наставления всякому, кто желает учиться живописи»:
- «Желающий научиться живописи пусть… несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии».
т.е. сначала, до того, как ученик будет допущен к освоению секретов мастерства иконописи, следует поупражняться в рисовании и черчении (вероятно, в понимании реалистической школы). Дионисий как и большинство церковных художников этого периода находился в сложном положении. В искусстве в тот момент процветал "реализм", т.е. подражание живой натуре - это была мода высшего общества и "социальный заказ". Икона в традиционном понимании считалась "устаревшей". Время требовало придумать что-то новое, а Дионисий предложил вернуться к истокам!!!»

 

Моё замечание.

Я бы описала тогдашнее «процветание реализма» немножко иначе:  все наиболее сильные и талантливые художники стремились овладеть академической манерой письма, активно её развивая и находя в ней всё новые выразительные возможности. Но не у всех талантливых художников был доступ к хорошей академической школе.  Многие по причинам чисто внешним  (материальным, геополитическим и социальным) оставались в сфере ремесленной живописи, всё ещё «средневековой» или криво балансирующей на грани между средневековым и академическим подходами к изобразительности. Эта стилистика уже в 17-м столетии безнадежно застыла, выродилась, огрубела  и начала вертеться в пределах весьма предсказуемого тоскливого круга.  18-й в. не принёс никаких улучшений – разве что иконография, с тоски да со скуки, «обогатилась» некоторыми дурацкими, чисто головными, сюжетными выдумками.  А о 19-м веке и говорить не хочется – там одни слезы и смех сквозь оныя. Д.Ф., сын провинциального священника, вынужденного дополнительно промышлять ремеслом,  был одним из принадлежавших к этой печальной и стилистически бесперспективной среде. Его наставления – НЕ возвращение к истокам, поскольку Д.Ф. никогда и не принадлежал к тогдашнему «передовому академическому отряду». Это просто попытка упорядочить и улучшить уровень в той среде, из которой ему всё равно было не уйти. Вот если бы он ушёл и выучился на, скажем, Тьеполо какого-нибудь,  тогда да, было бы возвращение. А так – нет.

Среду, из которой Д.Ф. было не уйти, я нарочно разыскала по разным каталогам и отсканила, любуйтесь здесь у меня на Грецию, Кипр и Балканы 18-го в. Ибо в сети такого мало, по причинам вполне понятным (кстати, в сети зато много Тьеполо можно найти, тоже по понятным причинам).

2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


А первая картинка – это была работа самого Д.Ф.

То есть приписывается ему. А совершенно достоверных икон его писем, кажется, и вовсе на сегодняшний день не имеется в научном обороте. Условия были не те, чтобы сохранять и регистрировать. Средневековые были условия, прямо скажем.  
Несладко и тесно было грекам, который уж век под туркою сидючи, изящные искусства развивать.

 

Tags: искусствоведы, сложжное о ремесле
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments