mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Mood:
  • Music:

о сакраментах и инструментах

Английский Медведь обсуждает важный документ, и я туда же пять копеек. Об тему «церберов святого потира или хранителей причастия» (выражение принадлежит не мне, любопытные могут погуглить) было столько копий сломано, что наконец стало ясно: «доказать» ничего невозможно. Я только два замечания.

1.Просто к сведению любопытных:
– В подавляющем большинстве православных юрисдикций и православных храмов моей страны принята практика исповеди без последующего причащения и причащения без исповеди накануне.
– Практика причащения только через исповедь имеет место крайне редко (в нуочень немногих храмах) и допускает исключения;
– Нравственный и духовный уровень приходов, где исповедь не обязательно предваряет причащение, никак не ниже нравственного и духовного уровня приходов, где установлен порядок «только через».

2. Лично мне не противна ни та, ни другая практика сама по себе.  Мне противны, и весьма, только «вторичные признаки» практики причащения исключительно через исповедь. Даже не «вторичные признаки», они ведь не неизбежность, а просто «так уж получается».
Так вот, чтобы «так не получалось», чтобы не было –
– ни изнурительных (больше часу) стоячих очередей после всенощной - причём без гарантии, что батюшке не вздумается закончить приём тогда, когда ему приём закончить вздумается, остальные завтра,
– ни необходимости являться за час до начала воскресного богослужения (это при том, что кое-где и утреню служат утром перед литургией) – и опять же без всякой гарантии, что попадёшь на приём до начала литургии,
– ни очередей и исповедей во время литургии, то есть фактически вместо оной (это при том, что очередь и исповедь не везде проводится в храме, бывает, что и в коридоре),
– ни изнурительных (больше получаса) исповедей после литургии, когда  не десять человек ожидают своей очереди, а сотня людей ожидает десяток настойчивых опозданцев, ожидает с орущими младенцами на руках, в облаке канцерогенных испарений, под неразборчивое чтение или пение канонов (хористы и чтецы уже валятся с ног), не зная даже, сколько ещё осталось до выноса чаши – пять минут или час,
– ни формальных, до безобразия сокращенных исповедей, когда совестливые священники и прихожане разрываются между чувством духовного долга и сочувствием к стоящим в бесконечной очереди, а бессовестные радуются, что ни времени, ни души процедура им не стоила,
– ни зависти и раздражения стояльцев в очереди к тем, кто,  дорвавшись наконец до аналоя, не стесняет себя в речах и вопросах, злоупотребляя временем исповедующего священника и соприхожан – тем более что ведут себя таким образом люди наименее воцерковленные и редко, а то и впервые исповедующиеся,
– ни отказа от причащения по причине условий ожидания исповеди, физически неподъёмных  для не совсем здоровых, усталых или занятых людей ,
– ни отказа от причащения из страха лишний раз утомлять батюшку или испытывать терпение соприхожан, а также  хористов и чтецов, голосом покрывающих исповедь,

Так вот, чтобы строго сохранять традицию причащения только через предварительную исповедь, избегая при этом всего перечисленного, нужно (всего и делов-то) иметь на каждые пятнадцать, максимум двадцать, регулярных прихожан – одного священника. Как только прихожан на одного бачку становится пятьдесят (или двести пятьдесят) – количество (прихожан) переходит в качество (исповеди). Если прямым текстом – при таких условиях постоянно нарушаются права испытываются границы терпения не только слабых здоровьем и занятых-усталых, но и наиболее серьезных, совестливых и опытных.И, напротив, в привилегированном положении постоянно оказываются физически крепкие, бездельники, неофиты, эгоисты. И, конечно, те, кому кроме формальной скоропостижной исповеди никакой другой не надоть.
Ещё более прямым текстом: формула «причащение только через исповедь» в условиях, когда на одного священника приходится более двадцати постоянных прихожан, превращает исповедь (сохраняя ея сакраментальный характер, ага) из инструмента духовного исправления и возрастания – в инструмент естественного отбора. Отбора вышеозначенных привилегированных.  И отсева означенных выше непривилегированных.

Каждый мастер, конечно же, имеет право выбирать те инструменты, которые соответствуют его цели.

Но и о цели мастера, конечно, судят по тем инструментам, которыми он пользуется.
Апдейт

– попалось в ленте http://www.pravoslavie.ru/put/65130.htm
Нет слов у меня, нет слов. Отсев, надо полагать, идёт полным ходом.

Tags: l'éducation mystique, l'éducation sentimentale, параблагочестивые размышления
Subscribe

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…

  • ты теперь ТАКЪ кури

    За отчётную неделю мне трижды, трижды, Карл! попалось употребление свидуинтеллигентными людьми в разговорах об изобразительном искусстве термина…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 104 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • о социальном попечении

    Сегодня звонили из приюта, откуда взята Матильда. Узнать, как поживает наша девочка, укотовлённая месяц назад. Не бьём ли мы ее палкой, не…

  • 1870-е: их просили не беспокоиться

    Встретилось у Константина Леонтьева прелестное о современных ему земских школах – и этому вполне можно верить, Леонтьев же не Кураев, а…

  • ты теперь ТАКЪ кури

    За отчётную неделю мне трижды, трижды, Карл! попалось употребление свидуинтеллигентными людьми в разговорах об изобразительном искусстве термина…