mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Рисунки из моего собрания

- Ой, что это! – закричат мои грамотные френды. – Неужели матушка оторвала на Блошинке настоящего Мазереля?



Нет. Это таки середина 40-х годов, но не Мазерель. Я Мазереля, если бы и нашла вдруг на Блосе за рупь двадцать, покупать не стала бы – вот насколько я его не люблю.

 

- А это Чюрлёнис, да? – да нет же, это Эмиль Клаус! – продолжат образованные френды. И опять попадут пальцем в небо.







Все эти картинки попали ко мне не с Блоси, а в составе одного приватного архива. Унаследованного мною по причине полной ненадобности того архива законным наследникам, внукам-правнукам одного русского эмигранта первой волны. Г-н С. происходил из тамбовских кутейников, получил юридическое образование, преподавал право в Риге, в Варшаве, потом попал в Бельгию  на философском пароходе. Имени называть не хочу, потому что мне этот человек крайне неприятен. Архив его страшен как чума. Его дневники-записки-мемуары напоминают тексты, которые так любит френдесса Наташынька . Его стихи – Жанна Лохматова сдохла бы от зависти. Научные работы, которыми он стал баловаться в преклонном возрасте – аццкая, безобразная и безграмотная  смесь старообрядчества, масонства, египтологии и натуропатического магизма. По правде сказать, только чтение документов этого архива позволило мне по-настоящему оценить творчество свящ. Павла Флоренского и его вклад, ну, вы понимаете. Читать  г-на С. невозможно, мешают рвотные судороги и приступы смеховой истерики.


А рисунки у него вот такие (впрочем, я выбрала лучшие). Как у большого дяди настоящие.  Причем художником он себя никогда не считал (а вот учоным, философом и  поэтом – да, считал). Картинки же – это просто баловство дилетанта-пенсионера.

Парадоск, да?

Для меня из этого две конклюзии заключаются. Одна состоит в том, что ещё семьдесят лет назад общая дисциплина глаза и руки была такой, что любой представитель социальной прослойки интеллигенции мог легко потрафить и вмастить. Нормальные ведь такие рисуночки, вполне уверенные, ненапряженные  закосы под наш бельгийский запоздалый и скучный импрессионизм и постимпрессионизм. Свеженький цвет,  вполне удачные несложные ритмические игры, доступные каждому, кто в классе писал пером-чернилами, а не шариковой ручкой или кривопальцем по клаве. Дилетантизм настолько культурный, что вполне сходит за как бы большое искусство.

А другая конклюзия состоит в том, что то большое искусство, под которое косил г-н С., феерический глупец и пошляк, мало чем отличается от культурного дилетантизма. Просто игры отважнее и куражу больше.  Ну и новизна, конечно. Кто первый придумал новую игру, тот и молодец.

 

Tags: истошниковедение русского церковного зар, коготок увяз - всей птичке пропасть, махровое, русские классики
Subscribe

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…

  • не про котов

    Маруся и Распутин (найди кота) и белый случайный анемон. И ещё раз ФМД, из письма к Х. Д. Алчевской. Курсивы автора. "Вчера вдруг узнаю,…

  • об обновлении икон

    (озарение вследствие разговоров в каментах) Как это мне раньше в голову не приходило? Славнознаменитый «Портрет Дориана Грея» ведь,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • ну совсем как наука

    Паки и паки ещё раз скажу – не печально и не смешно ли? большая со всем научнявым аппаратом разносная рецензия на толстую бумажную книгу…

  • не про котов

    Маруся и Распутин (найди кота) и белый случайный анемон. И ещё раз ФМД, из письма к Х. Д. Алчевской. Курсивы автора. "Вчера вдруг узнаю,…

  • об обновлении икон

    (озарение вследствие разговоров в каментах) Как это мне раньше в голову не приходило? Славнознаменитый «Портрет Дориана Грея» ведь,…