mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Category:
  • Location:
  • Mood:
  • Music:

Андрей Рублев. Четыре копейки.

Вчера френд, прислав ссылку на статью об особенностях советского околоиконного искусствоведения, растревожил мое сердце. Думаю, что те особенности никаких исследований не стОят, но познакомиться с этим, ээ, культурным пластом должен каждый. Поэтому я сняла с полочки любимую книгу М.В. Алпатова «Андрей Рублев» и перепечатала сюда некоторые уже давным-давно мною помеченные особо выдающиеся, типичные, характерные пассажи.
Почему перепечатала, сканить не стала?
А очень уж там на полях моей рукою густо, обсценно и ненормативно.


Итак, вот нам

образцы нетленки. Я даже комментировать не буду, тут всё громко говорит само за себя.

Какое величавое достоинство сквозит в осанке праотцев и отшельников, которыми он (речь о Феофане – прим. моё) украсил стены новгородского храма! .. Длинная, змеящаяся борода Мельхиседека низвергается стремительным потоком.  Его окаймлённая пышными кудрями голова словно вырастает из могучих плеч. – с. 5

При всем неподдельном восхищении, которое в Рублеве вызывало искусство Феофана, его должно было смущать то, что герои Феофана, эти прошедшие через жизненные испытания, отягощенные вековой мудростью и убеленные сединами  старцы не в состоянии преодолеть внутреннего разлада, вечного страха искушения, что при их постоянной готовности к покаянию и отречению они пребывают во власти гордыни, которая в Древней Руси считалась наибольшим пороком.   – с. 7

...выразить в художественных образах то, что составляло основу морали его наставников, ту готовность к самоотверженности и к самопожертвованию, которая на языке того времени называлась смирением, ту мудрость, которая для людей той поры была неотделима от их практической жизни. – с. 9  

...современному историку искусства бывает трудно отделить работы самого Рублева от работ его сверстников (дадада, тем более что у всех людей сверстники – люди того же года рождения, а у Рублёва сверстники простираются от 1360-х до конца 1370-х, прим. моё). – с. 10

Выполненные Феофаном фигуры Марии, Павла и отцов церкви хотя и протягивают руки к вседержителю, не столько молятся, сколько высятся в торжественном спокойствии. – с. 11

...все части его тела и книга в его руках равномерно заполняют плоскость золотого медальона. И поскольку благодаря круговой композиции стремительное движение ангела как бы возвращается к исходной точке, все преходящее этого образа претворяется в нечто неизменное, как бы вечное. – с.13

В его полуфигуре, обрисованной плавными, мягко закругленными контурами, столько человеческого обаяния, точно он находит высшее блаженство в земном своем облике и ему неведомо стремление к горнему миру. (...)  Этот мудрец  с высоким открытым лбом склоняет голову не столько потому, что молит Христа, сколько потому, что погружен в раздумье. – с. 15

Такого богатства оттенков и полутонов не знала русская иконопись до Рублева. Не знала ее (так! ее, богатству ентую – прим. моё) и иконопись византийская. – там же

Что-то меня уже здорово тошнит.

Ну, ещё парочку и довольно, не могу я пройти мимо этого пассажа, достойного Жанны Лохматовой, ещё же и пунктуация и орфография прекрасные, небось, корректор так смеялся, что проморгал две ашипки в одном слове:

Среди лесов и снегов России, как бы на противоположном полюсе солнечной Эллады (сколько бишь у Эллады полюсов? – прим. моё) , руководимый безошибочным чутьем Рублев, сумел проникнуться ее духом. С усердием гуманиста, который из-под записей средневековых монахов извлекал из древних пергаментов (так называемых полимсестов) тексты классических авторов, Рублев через знакомые ему византийские перепевы стремился проникнуть к истокам эллинского вкуса. – с. 31

И ещё немножко точных наук:

Выделение закругленных линий помогало ему дать выход своему заветному стремлению раскрыть в живом и органическом правильность геометрических тел, и прежде всего их сопричастность форме круга. Искусство Рублева проникнуто стремлением эстетику чувства слить с эстетикой чисел. – с. 33

Ну и заключительный, ээ, мощный аккорд:

Рублева пытались объявить нормой, примером для подражания. От него не ждали, чтобы в своих произведениях он увековечил своих современников, воспевая боевые подвиги русского воинства. Люди понимали, что образы Рублева – это поэтическое иносказание, что в лице своих легендарных героев рн прославляет русского человека, своими красками поднимает и радует его, всем своим творчеством служит во славу родной земли. (...) То было время, когда в русской культуре слово принадлежало поэтам. Величайшим поэтом поры подъема Древней Руси суждено было стать Рублеву.

Повторю ещё раз – исследовать особенности этого пласта отечественной науки, по-моему, не стоит.
А вот познакомиться – даже необходимо.
А то мало ли, может, у кого иллюзии ещё какие-нибудь имеются.
Добавлю ещё, что ко времени публикации (двадцатитысячным тиражом) этого текста Михал Владимировичу было уже более пятидесяти лет. Зрелость мысли, сложившийся литературный слог. И звания Действительного Члена АХ СССР и заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Tags: искусствоведы, ликбез, махровое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →