Здесь была часть первая. Которая про XII век. А теперь, как обещала, продолжение.
Понятно, что на деле всё происходило медленно и незаметно.
Но когда в музее просто перешагиваешь, одна нога ещё в романике, а другая уже в так наз. готике, то эффект потрясающий.
Совсем другие лица у них в XIV- XV вв. Как-то расслабились все. Вроде бы и резать не разучились, и раскрашивают даже аккуратнее прежнего, и с анатомией не хуже, чем было, но как-то всё не туда повернулось. Не стало места подвигу, я бы сказала. Тётеньки получаются цветущие как клумба, румяные как яблочки, в меру упитанные и приятные во всех отношениях. Дымковская игрушка, только крупно и деревянно. Особенно эффектно, когда их двое-трое в ряд на одном подиуме, мамочки на лавочке, у всех настроение хорошее как погода. И фрукт напоказ держат. Младенцы упитанные и бессловесные как ясли (это славянизм, если что).
Формы телес тоже другие, всё больше на пельмени скидывается, складки вот тоже – уже, надо понимать, графически отчетливые веера тоненьких каннелюр не в моде. Уже хочется как в Италии, живоподобно хочется, но получается вот так. Пластически тупо, робко и смазанно.
Не выходит каменный цветок романской могучей сосредоточенности и всякий раз неожиданной нездешней женской красы.
Если не самодовольная матрешка, то вот такая мрачная ворона с опухшими вЕками и судорожно зажатым ротиком.
Счастливые исключения, впрочем, есть, примерно такие.
Выглядит девушкой слегка тронувшейся блаженненькой, но зато не совсем колхозной.
Или эта. Милая такая, совсем дитя.
А вот эта моя любимая. Настоящий прорыв в гуманистическое будущее, по-моему.
Жаль, что Младенец где-то бесследно потерялся за полтыщи лет.
Вся пачка – из Епископального музея в Вике.