mmekourdukova (mmekourdukova) wrote,
mmekourdukova
mmekourdukova

Categories:
  • Mood:
  • Music:

две пары павлинов

Обещанный однажды критический анализ вот этого студенческого этюда,



писаного с

вот этого оригинала моих кистей



(а самый оригинальный, мраморный, оригинал  - он, как надпись говорит, на Торчелло находится, в алтарной преграде).
Анализ написался с благословения френдессы, чей студент его красил.

Во первых строках скажу, что для начинающего таки неплохо, иначе я и постить бы не стала. Несмотря на то, что с самого начала студент промахнулся с пропорциями «квадрата», куда вписан орнамент, проще говоря, приплюснул его нещадно – вписать все элементы орнамента в эту совсем другую рамочку студенту все же удалось. Удалось и пропорционально приплюснуть птичек, и вписать лозу виноградную в совсем другое, вообще не такое, как на оригинале, пространство между колонной и павлинами. Я, надо сказать, спокойно отношусь к изменениям формата оригинала, лишь бы студент справился с теми приключениями, которых он себе добавил на свою голову. Тут, вобчем, справился.


Но! При всем том рисунок являет собою образцовое пособие по теме «фестонный бес». Все, все сколько-нибудь значимые дугообразные линии оригинала согнуты
а) сильнее, чем в оригинале и
б) экстремум, или точка сгиба, находится у студенческих дужек посередине – или гораздо ближе к середине, чем в оригинале. Посмотрим ли мы на пузики павлинов, или на контуры крылышек, или на ожерелья на шеях, или на щёчки ихние, или на клювы, или на бедра, или на «попки» листьев, или на вазу наверху колонны, или на валики базы и капители той же колонны – везде, везде скругление уклоняется в брутальную, простецкую, механическую сторону. Особенно, конечно, птичкам досталось – анатомия ихняя нарушена (особенно  пострадали бедра, колена и голеностопы левой павы), с личиками и вовсе печаль, личики стали на порядок тупее как хорошо, что это не люди.

А с другой стороны, в рисунке лозы, вот этого круглозигзага, далеко не везде удалось выдержать точные окружности, как в оригинале. Кое-где стебель поломан. Кое-где нарушен принцип непрерывного сужения стебля от корня вверх и, напротив, принцип непрерывного расширения стебля при «вырастании» листьев из его отростков. В результате стебель выглядит местами не полным сил и распираемым жизненными соками, а поникшим и даже как бы больным. Не удалось соблюсти и вертикальность осей листьев двух нижних ярусов – оси наклонились или даже поломались.  Не сохранено свойственное оригиналу постепенное уменьшение массы листьев снизу вверх: в копии листья третьего и четвертого ярусов очень тяжелы, тяжелее второго яруса. Не удалось и удержать лозу на некотором небольшом и постоянном расстоянии от птичек – она то «целуется» с ними, то  (в районе шей павлиньих) оставляет широченные лакуны.





Не обошлося и без беса нивелирования – давно хочу про него постинг составить, как составила про фестонного беса. Работа этого беса состоит в установлении полной или почти полной эгалитэ там, где от природы есть жизнь, иерархия, соподчинение и прочие виды неравенства. Например, именно этот бес передвинул глаза павлинов ото лба к затылку, сделал лоб каждой птички зеркальной копией ея подбородка, уравнял верхнюю клювочелюсть с нижней, распределил свет равномерно по всей голове, вместо того чтобы собрать его вперед и вверх, ко лбу, глазу и «переносице». Этот же бес во многих местах таки успел запараллелить оси листиков и корешков, которые  в оригинале разведены веером. Отсюда частые «непопадания» пазух листиков на нужные места – просто ставится темная точка, а с какой радости она здесь, какие такие две лиственные пластинки, пересекшись, ее создали – про то пушкин знает. В «тюльпанчиках»-розетках, прикрывающих развилки лозы, бес нивелирования отнес пазухи от основания тюльпанчика к его серединке, и тюльпанчики вышли – как вовсе из другого анекдота, всякий намек на энергично наезжающие друг на друга сочные листья исчез, остался плоский сухой трезубец-острозубец.





Ну и несколько слов о светотеневой лепке объёма. Она робкая и многословная, даже многострадальная какая-то. Красилась без отчетливой предвзятой идеи о фокусе, т.е. точке самого яркого света, и всё получилось довольно-таки ватное. Перышки на пузах и шеях павлинов не помогают, а мешают прочитывать форму. Дело даже не в том, что они получились круглыми вместо ромбовидных (это бы ещё куда ни шло), а в том, что они и сами плоские и четко оконтуренные, и груди-шеи под ними тоже плоские. С этой неуверенностью и попытками объехать задачу на кривой неразрывно связаны и технические особенности живописи. В оригинале – если лессировка, так уж лессировка, прозрачная, широчайшей кистью, по всей (той или иной) большой поверхности, а если оживки, так оживки, густой как сметана краской, концом кисти, каждый штрих ясно виден в своей динамике. В копии - красочка постоянно водянистая, яйца там мало, этапы работы не видны отчетливо, всё делается путем постепенного подмазывания  несколько на авось, постоянного подбора нужного тона на палитре – не для этапа работы (по всей поверхности этюда), как положено это делать по классической технологии, а для конкретного участочка, как в академической живописи маслом. Собственно, лессировки, как и оживки, самыя феномены лессировки и оживок, говоря откровенно, отсутствуют в этой живописи. Каковой подход является совершенно некошерным, и его надо бегать как чумы.

Эти гризайльные орнаменты, в сущности, являются подготовкой к овладению личнЫм письмом! И если студент робеет и путается сейчас, когда ему всех-то делов – регулировать густоту краски и силу тона, то что ж начнется, когда он примется за «собственно цвет»?

На месте студента я продолжала бы красить орнаменты гризайлью, и простые, и сложные. До результата. Жалко, кошек мраморных нет, на кошках хорошо бы тренироваться.

Tags: pré-académie, тнеманро ерномант
Subscribe

  • изображено невероятное

    Маленькая когтеточка. Картинка с выставки Парижского Салона 1893 года. Название - всего два слова, зато экспликация в пять строк. Название…

  • Parmi les étincelles (среди искорок, прим. ред.)

    В ф-ленточке перепощена подборочка мыслЕй (или, как их называли в девчоночьих альбомах моего глубоко провинциального детства, цитат – или,…

  • есчо раз об обратную перспективу

    Купила куколку довоенную со странным выражением глазок. Дома полезла ей в голову, а у ней рокер вставлен верх ногами. То есть веки оказались внизу, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments

  • изображено невероятное

    Маленькая когтеточка. Картинка с выставки Парижского Салона 1893 года. Название - всего два слова, зато экспликация в пять строк. Название…

  • Parmi les étincelles (среди искорок, прим. ред.)

    В ф-ленточке перепощена подборочка мыслЕй (или, как их называли в девчоночьих альбомах моего глубоко провинциального детства, цитат – или,…

  • есчо раз об обратную перспективу

    Купила куколку довоенную со странным выражением глазок. Дома полезла ей в голову, а у ней рокер вставлен верх ногами. То есть веки оказались внизу, а…