?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К вопросу о сравнительной характеристике брата и сестры, вдруг никто до сих пор ещё не обратил внимания.

Авдотья Романовна, в сущности, убийца ничем не хуже брата ея родного.

Легко ли – дважды палила из револьвера чуть ли не в упор в живого человека, в голову (как и Родя старуху дважды тюкал, между прочим). И в первый раз почти что не промахнулась,  до крови скальп ободрала г-ну Свидригайлову, сантиметром бы ниже – и прощай. Второй выстрел не удался, осечка, но факт остается фактом – она стреляла, повторно, и практически наверняка. Чудом пронесло.

Ах, это потому она стреляла, что г-н Свидригайлов был нихароший? – так и старушка, которую топором, тоже была нихарошая. Ах, Дунечка была в состоянии аффекта? – так и братец ее тоже был на автопилоте. Ах, стреляла потому, что Свидригайлов посягал на её лично, конкретно её девичью честь – ну доооо, это аргумент, а как же. Вне всяких сомнений, лучше дыра в черепе ближнего, чем...

Вдобавок это мнение, предрассудок этот (о том, что дыра в черепе ближнего лучше пятна на моей девичьей чести) Авдотья Романовна лелеяла уже давно (совсем как братец – свою наполеоновскую теорию). Револьвером обзавелась заранее (украла – как братец украл топор, но он таки вернул орудие на место, а она нет), и заряжен был, всё не понарошку.

И после всего этого – Родя убивец,

а Дуня нет? Помилуйте, да кто же тогда убил Свидригайлова? Сам застрелился? Да он оттого и застрелился, что любимая девушка по нем дважды стреляла, и в третий хотела, да нервы сдали. Ничем Дуня не лучше брата, два сапога пара они оба.

Но! Родион Романыч, «переступив», оказывается раздавлен адскими безднами, открывшимися ему в самом себе. Он не старуху убил, он себя убил. Ни на что доброе и хорошее он не имеет больше права. Дружба, любовь, человеческие контакты, красоты природы, игры интеллекта, богообщение – всё в одночасье стало табу, даже хуже: всё, к чему он, забывшись, прикасается, - разлагается прямо в руках, усвистывает в черные дыры.

А Авдотья Романовна как себя чувствует? А с нее как с гуся вода.Положим, тревоги о судьбе брата могли слегка отвлечь ее от своего собственного облико морале, но не до такой же степени? Родю-то ничто не отвлекало. А она стрельнула – и забыла. Ни депрессии, ни раскаяния, ни откровения о том, что всякий убийца себя убивает. Наказания иссякли, роман летит к концу, Авдотья Романовна ухаживает за маменькой, принимает любовь Разумихина и, надо понимать, шлет брату передачи. Из средств, поступивших от Марфы Петровны, она же на те средства теперь и живёт. А из-за кого Свидригайлов подсыпал Марфе Петровне мышьяку в винишко – это тоже неважно и тоже как с гуся вода. (Продолжая параллели - братец Родя с убитой старухи копейки не взял, то есть взял, но проглотить не смог).

( А вот, между прочим, столетием позже женские нравы сильно смягчились. Героиня Улицкой ни в кого не стреляла. Её всего лишь угораздило на автомате задать коллеге-биологу вопрос, из которого неопровержимо следовало (во всяком случае для нее самой):  у лаборантки Тани Кукоцкой начались профессиональные этические искривления. И всё. Преступление есть, начинается наказание. Девушка тут же, насовсем, бросает эту профессию, бросает работу, учёбу и, если бы не папины деньги (опять они! Опять чьи-то деньги, на которые живет мающийся нравственной рефлексией герой), если бы не папенькины неслыханные по советским меркам деньги, то быть бы ей бомжихой и помереть под забором.  Да и то, собственно, с ней почти что так и вышло, только несколькими годами позже.

А Авдотье Романовне – как с гуся вода).

 

Метки:

Comments

( 87 комментариев — Оставить комментарий )
simula_cra
23 май, 2014 15:17 (UTC)
А разве кто-то спорит?
И Катерина Ивановна - убивец еще тот... или та.
mmekourdukova
23 май, 2014 15:25 (UTC)
Про Катерину Ивановну я уже писала, а про Дуню в первый раз :-).

Как - разве кто-то спорит? Она же сама и спорит. И ФМД, зуб даю, ее не считал за убивца.

А потому что молодая и красивая.
(без темы) - simula_cra - 23 май, 2014 17:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 19:05 (UTC) - Развернуть
lazy_mazy
23 май, 2014 15:36 (UTC)
Симметричной ситуация была бы, если бы Раскольников взял топор, опасаясь, что старуха выжжет ему каленым железом на лбу непристойное слово. И при этом у него была бы лихорадка и нога сломана, так что было б ясно, что старуха сильнее. Старуха к нему с тавром - Родион ей: не трожь, топором вдарю. А она говорит: вдарь! - а сама тавром-то в лоб так и тычет, и уж искры летят. И тут бы Родион махнул топориком - только попал бы, скажем, по руке. Бросил бы потом топор да и убежал, ногу подволакивая, - благо старуха бы оттаяла. Вот это была бы симметричная Дуниной ситуация, только тут я бы его убийцей не назвала. Но это, конечно, смотря кто насколько строг ))
mmekourdukova
23 май, 2014 16:09 (UTC)
Нет, симметричной ситуация была бы, если бы старушка собиралась добиться Родиной любви силою - после нескольких месяцев жизни в одном доме и многих встреч и задушевных бесед наедине :-)).
(без темы) - lazy_mazy - 23 май, 2014 16:10 (UTC) - Развернуть
чего вдруг - mmekourdukova - 23 май, 2014 17:04 (UTC) - Развернуть
Re: чего вдруг - lazy_mazy - 23 май, 2014 17:09 (UTC) - Развернуть
Re: чего вдруг - chat_manul - 23 май, 2014 19:20 (UTC) - Развернуть
Re: чего вдруг - chat_manul - 23 май, 2014 19:33 (UTC) - Развернуть
Re: чего вдруг - chat_manul - 24 май, 2014 07:32 (UTC) - Развернуть
protonko
23 май, 2014 15:53 (UTC)
Рискну предположить, что разница между грехом Раскольникова и грехом Авдотьи такая же как между ересью и страстным падением. У Раскольникова - грех гордого ума и воли, аналог ереси, а у Авдотьи - "обыкновенное женское" (с точки зрения ФМД) - страстность, неумность где-то, норов, эмоция. Что поделать - 19 век, с его еще не изжитым недоумением: женщина тоже человек, или все же не вполне человек?
mmekourdukova
23 май, 2014 16:01 (UTC)
Совершенная правда про ещё неизжитое недоумение :-).

И про ересь и страстное падение тоже хорошо. Хотя и у Родиона было страстное падение (Лизавету-то он не из ереси зарубил), и у Авдотьи - ересь (пистолетом заранее снарядилась).
crusoe
23 май, 2014 15:55 (UTC)
В Сибирь, в Сибирь.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.

1928. За всякія принимаемыя для совершенія убійства мѣры, каковы суть: пріобрѣтеніе или приготовленіе нужныхъ для того оружія, или иныхъ орудій и снарядовъ, или яда и т. п., когда сіи приготовленія были дѣлаемы сь намѣреніемъ совершить убійство, но однакожъ не доказано, чтобы подсудимый былъ отъ сего удержанъ лишь независѣвшимя отъ него обстоятельствами, а не собственнымъ побужденіемъ и раскаяніемъ, виновный подвергается:

- заключенію въ тюрьмѣ на время отъ одного года до двухъ летѣ.

Когда-жъ, напротивъ, онъ вполнѣ изобличенъ въ томъ, что лишь обстоятельства воспрепятствовали ему приступить къ совершенію преднамѣреннаго имъ преступленія или къ настоящемѵ на оное покушенію, то онъ приговаривается:

- къ лишенію всѣхъ правъ состоянія и къ ссылкѣ въ Сибирь на поселеніе, а буде он по закону не изъятъ отъ наказанiй тѣлесныхъ, и къ наказанiю плетьми...
mmekourdukova
23 май, 2014 16:07 (UTC)
Ничего себе, большое спасибо, какая прелесть.
Очень даже не дура этот лекс.

Дунечка, выходит, уже в момент присвоения револьвера уже как минимум на год тюрьмы напросилась, и только потом на Сибирь переменила.
(без темы) - partizan_1812 - 23 май, 2014 16:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 16:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 23 май, 2014 16:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 16:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 23 май, 2014 16:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 16:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 23 май, 2014 17:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - crusoe - 23 май, 2014 16:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 16:36 (UTC) - Развернуть
partizan_1812
23 май, 2014 16:04 (UTC)
Хм... меня американьска жизнь испортила.
Вооруженная самооборона, если действительно самооборона, вполне допустима. Ну, не для меня, конечно, разве что по ногам маленько. :))
В обществе, где люди могут постоять за себя, потенциальные нападающие дольше думают.

А уж что там да как у ФМД, это уж дело другое. Он, может, и хотел Авдотью убивцей показать. Мол все они в папеньку.
mmekourdukova
23 май, 2014 16:13 (UTC)
"Вооруженная самооборона, если действительно самооборона, вполне допустима" - ну да, допустима, в том смысле, что все, кроме святых (и Вас :-)), ага) к ней в случае чего прибегают. А что она допустима "по закону" или "по совести" - это, действительно, американская жизнь испортила.

Иной вопрос - кто как себя потом чувствует, допустивши.
(без темы) - partizan_1812 - 23 май, 2014 16:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 16:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 23 май, 2014 16:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 17:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - partizan_1812 - 23 май, 2014 17:05 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lazy_mazy - 23 май, 2014 17:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 18:53 (UTC) - Развернуть
saag
23 май, 2014 16:57 (UTC)
ибо
блажен иже не соблажняется о немже искушается
и
вся чиста чистому!
:))
mmekourdukova
23 май, 2014 17:00 (UTC)
о двух концах
Ну, так это же и есть краткое изложение "статейки" Родиона Романыча :-)).
Re: о двух концах - saag - 23 май, 2014 21:01 (UTC) - Развернуть
morskoy_anemon
23 май, 2014 17:03 (UTC)
ВОт не соглашусь. Роде старушка ничего не сделала, а простите, быть оттраханной престарелым извращенцем - счастье очень невеликое. И почему, собственно, она должна была ему это позволить? Потому что череп ближнего? Свидригайлова ее честь, ее желания и ее тело как-то не очень волновали. Так что оба ее выстрела были самообороной, и тут я целиком на ее стороне. Это раз.
Теперь второе. Вы милейшего Свидригайлова прямо жертвой, овечкой невинной выставили. На самом деле объявления насильника жертвой - очень распространенный прием. Ах она, тварь такая, не хотела добровольно, ну что мне было делать ,когда я ее так хотел? Убивать собственную жену - грех вне зависимости от количества молодых и свежих дунечек вокруг. Домогаться посторонней девушки - грех опять же, даже если у тебя страшная и старая жена (на которой, замечу, никто Свидригайлова жениться не заставлял).
И третье -про деньги покойной Марфы Петровны. Тут вопрос более скользкий и менее нравственно однозначный. Ее мать объясняет, что взять деньги их побудила уверенность в том, что Марфа Петровна искренне сожалеет о поведении своего мужа и своем и таким образом хочет как-то загладить. Голод, опять же, не тетка, хотя я бы, наверное, не взяла...
mmekourdukova
23 май, 2014 17:25 (UTC)
Свидригайлов - не престарелый и не извращенец, а просто бабник. Умный, ухоженный, с манерами и из себя не рыловорот. С кем Дунечка, собственно, крутила самый настоящий платонический роман в доме, где служила гувернанткой.

Но я согласна, что никто никому ничего не должен :-)). И считать ли самооборону грехом, тоже каждый сам для себя решает.

Edited at 2014-05-23 17:26 (UTC)
(без темы) - morskoy_anemon - 23 май, 2014 17:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morskoy_anemon - 23 май, 2014 19:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 20:37 (UTC) - Развернуть
greatebattle
23 май, 2014 18:31 (UTC)
Во все времена женская оборона одобрялась обществом, и Достоевский не был из этого общества исключением.

Что касается Свидригайлова, то сочувствия ему от меня не дождётесь! Мне его чуть-чуть жалко, но всё, что он с собой сделал, он сделал сам. Он навязывался девушке, пользуясь её зависимым положением; а что она пыталась его спасти философскими беседами - так это типично для передовой литературной героини того времени (главное, чтобы читательницы сделали из итогов "спасения" правильный вывод). И вот когда этот все печёнки проевший ловелас, который уже не раз обманывал её (пусть даже глупое) доверие, лезет с определёнными намерениями - тут он уже не ближний, а просто сволочь. И, в конце концов, чем ей мучиться? Она ведь не убила - ни крови, ни дырки. (Полагаю, что это дело рук автора - хорошая девушка не должна убивать даже отъявленных злодеев, они должны убиться обо что-то другое.) Вот если бы убила, тогда можно было бы исследовать её совесть; а так она вообще могла думать, что именно её решимость помешала ему довести дело до конца (и как знать - может быть, он и довёл бы, если б не столь сильный способ показать, как его не хотят).

Ну и, в конце концов... у меня есть персональный опыт отстрела от кандидатов в насильники - не смертельный, разумеется (а то у меня были бы большие неприятности - суда присяжных у нас нет), потому что пистолет не убойный. Не знаю, сломало ему рёбра или только хорошо помяло, но совесть меня не мучила ни секунду, ни тогда, ни позже; в конце концов, это был честный бой... нет, не честный: двое на одну, да ещё без предупреждения... так что с моей стороны всё было честнее некуда. И да, пистолет был мною куплен (не украден!) заранее, строго по закону. :)
mmekourdukova
23 май, 2014 19:11 (UTC)
Так пистолет был не убойный - вот и не мучила.

А если бы убойный?

Я не то чтобы сильно так сочувствую Свидригайлову, я просто хорошо усвоила, что не вошь же он. И никто, никто не вошь! эту мысль ФМД до нас весьма настойчиво доносит.
Только почему-то до Авдотьи Романовны мысль донеслась всего менее. Как-то позабыл, чтоле, ФМД, и ей прописать какие-никакие угрызения совести.
(без темы) - lazy_mazy - 23 май, 2014 19:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - greatebattle - 23 май, 2014 19:51 (UTC) - Развернуть
livejournal
23 май, 2014 18:45 (UTC)
Взлом чарта 23.05.14 22:45
Пользователь 3000top сослался на вашу запись в записи «Взлом чарта 23.05.14 22:45» в контексте: [...] с записью «о достойной сестре Родион Романыча» [...]
zabelin_e_titus
23 май, 2014 18:53 (UTC)
Дык Родя - он хороший. Его там и не ругають, в Чикатилы не записують. По сути - самый положительный херой романа. Роман-то не о том "убить или не убить?", а "как убить человечка и при этом ходить на выходные в боулинг".
mmekourdukova
23 май, 2014 19:01 (UTC)
Родя безусловно хороший.

О, а вот Дуня ходила! На этот, как его, фитнесъ-с.
(без темы) - zabelin_e_titus - 24 май, 2014 05:16 (UTC) - Развернуть
nantik7
23 май, 2014 19:40 (UTC)
Бессмертная фраза из школьного сочинения здесь вполне уместна: "Свидригайлов хотел изнасиловать Дуню, но у него не поднялась рука".
У Доста в романе сильное напряжение в парадигме "палач - жертва". Дуня, в принципе, готова быть жертвой, собственное целомудрие её не больно-то парит, но только ради идеи (спасение брата). Просто так, безыдейно погибнуть ей неинтересно и как-то не в дугу. Если б убила - поехала бы в Сибирь не задумываясь. Рефлексия её вообще не очень-то свойственна, она, в отличие от брата, натура решительная, но, как и он, идейная. Просто так крушить старушек бы не стала, конечно, потому как женский мир дальше проблем, как или иначе связанных с этим самым, на что рука не поднялась, не выходил.
mmekourdukova
23 май, 2014 20:11 (UTC)
Хорошая фраза, ее могла бы написать Дуня или мамаша Дунина.

Поехала бы в Сибирь не задумываясь - обычно у едущих в Сибирь никто не спрашивает об их задумчивости :-)).

Не, не свойственна. Там выше Протонко хорошо сказал: http://mmekourdukova.livejournal.com/352808.html?thread=16396328#t16396328
(без темы) - nantik7 - 23 май, 2014 20:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 23:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nantik7 - 24 май, 2014 03:37 (UTC) - Развернуть
laurenziana
23 май, 2014 20:08 (UTC)
Это потому, что ФМД джентльмен :)
Когда я в первый раз читала, в 15 лет, я не понимала, как она могла со Свидригайловым в принципе общаться больше, чем "да, нет, спасибо". Хотя читатель и лучше Дуни осведомлен о глубинах нихарошести С.,даже и Дуня догадалась, что для общения с ним может потребоваться револьвер. Позже мне довелось познакомиться с девушками, которые похожим образом удовлетворяли свою страсть к острым ощущениям - встречались с людьми и регулярно (насколько сознательно - вопрос открытый)устраивали себе ситуации, потенциально опасные для как минимум телесного и душевного благополучия, с тем, чтобы выйдя из подобных ситуаций и отношений более-менее целыми, чувствовать себя сильными,видимо. Ну для того же, для чего другие экстремальными видами спорта занимаются, но некоторым интереснее работа с людьми, чем с бессловесными горами. Дуня мне их напоминает. В смысле не динамила она С., а тигра в его лице дрессировала. Тигр не вошь, но и не человек, конечно.
Ну а Свидригайлов Дуню не понял (впрочем, и не пытался, что их, женщин, понимать, не для того они) и думал, что девушка в общем не против, только цена ее согласию брак.
mmekourdukova
23 май, 2014 20:31 (UTC)
ФМД джентльмен, ну да - до забвения того, что женщина тоже человек :-)).

Я тоже знавала таких девушек :-)). Но сейчас совсем другая ситуация - и насчет телесного благополучия, и относительно социальных рисков - поэтому Дуня таких девушек и не может напоминать.
Ну да, тигра дрессировала. Улыбались три смелых девицы//на спине у бенгальской тигрицы.

Свидригайлов Дуню понимал всяко лучше, чем она сама себя понимала.
(без темы) - laurenziana - 23 май, 2014 21:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 23 май, 2014 23:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - morskoy_anemon - 24 май, 2014 09:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 24 май, 2014 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valickyi - 24 май, 2014 10:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - mmekourdukova - 24 май, 2014 11:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valickyi - 24 май, 2014 11:10 (UTC) - Развернуть
( 87 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

загадочная
mmekourdukova
mmekourdukova

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com